13 октября 2009 года Комитет по делам молодежи провел «круглый стол» на тему: «Совершенствование моделей воспитательной работы в ВУЗах. Правовые аспекты профессиональной адаптации молодежи в условиях кризиса».
В работе «круглого стола» приняли участие депутаты Госдумы, представители заинтересованных министерств и ведомств, федеральных и региональных органов власти, высших и средних специальных учебных заведений, лидеры студенческих организаций и молодежных движений.
Открыл и вел слушания член Комитета Максим Мищенко
Мищенко
Максим Николаевич
Депутат Государственной Думы избран в составе федерального списка кандидатов, выдвинутого Всероссийской политической партией «ЕДИНАЯ РОССИЯ»
.
Со вступительным словом к участникам «круглого стола» обратился Павел Тараканов
Тараканов
Павел Владимирович
Депутат Государственной Думы избран в составе федерального списка кандидатов, выдвинутого Политической партией «Либерально - демократическая партия России»
.
Свою точку зрения на обсуждаемую проблему высказал заместитель Председателя Госдумы Владимир Жириновский
Жириновский
Владимир Вольфович
Депутат Государственной Думы избран в составе федерального списка кандидатов, выдвинутого Политической партией ЛДПР - Либерально-демократической партией России
.
Предложенные на «круглом столе» модели воспитательной работы можно условно разделить на две группы: модели, характерные для технического университета, и модели, характерные для гуманитарного университета.
Во всех моделях воспитательной работы отмечается первостепенная важность функционирования студенческого самоуправления.
Сущность студенческого самоуправления заключается в его организующей роли в создании условий для личностного роста, развития потенциала и самостоятельности студентов, в полном использовании возможностей предоставления и защиты их интересов и прав, в формировании сферы совместной деятельности, направленной на самореализацию учащихся в группах факультетского и вузовского коллектива. Участие молодежи в студенческом самоуправлении позволяет сформировать у них такие качества, как самостоятельность, активность, ответственность, инициативность.
Важным элементом любой модели воспитательной работы в вузе является деятельность студенческих научных обществ (СНО) как формы студенческого самоуправления научно мыслящих студентов. Они должны стать настоящей инновационной площадкой, хорошим подспорьем для создания бизнес-инкубаторов и технопарков.
По мнению участников слушаний, еще одной важной формой молодежной активности в вузах, через которую происходит воспитание молодых граждан, являются студенческие трудовые отряды.
Говорилось также о важности правового и социально-гуманитарного воспитания студентов, о необходимости профессиональной адаптации молодежи. Значительная часть молодых людей работает не по своей специальности, а построение карьеры происходит во многом стихийно и неэффективно. Для решение этой проблемы надо сделать профессиональное образование адекватным потребностям рынка труда, а молодых людей нужно обеспечить возможностью делать осознанный профессиональный выбор. Также следует создать эффективные модели и формы трудоустройства, адаптации и закрепления молодого специалиста в профессиональной среде, стимулирования молодежного предпринимательства.
Участники слушаний отмечали, что положение молодежи особенно ухудшил переход к рыночным отношениям, потому что он привел к снижению социальных гарантий. У многих молодых людей отсутствуют условия для создания семьи, материнства, снизилась возможность получения бесплатного образования, возникли сложности трудоустройства.
Отмечалось, что в промышленности катастрофически не хватает рабочих кадров, что страна намерена возрождать качественное профессиональное образование и готовить специалистов для работы на предприятиях. Поэтому чрезвычайно актуальна работа с молодыми кадрами, которую должны проводить руководители предприятий и службы управления персоналом.
В настоящее время вся эта работа осуществляется по доброй воле и инициативе администрации отдельных вузов и средних учебных заведений. Все еще не создано единое воспитательное пространство. Для его создания требуется разработка концепции воспитания подрастающих поколений, основные положения и принципы которой должны быть одинаковы для всех уровней образования, что обеспечило бы преемственность воспитания.
С целью содействия развитию воспитательной работы в вузах, повышения эффективности функционирования системы образования и решения указанных проблем в области правового обеспечения воспитательной работы и профессиональной адаптации молодежи, участники «круглого стола» рекомендовали федеральным органам исполнительной власти разработать и утвердить концепцию воспитания в высшей школе, обобщить и распространить лучший опыт воспитательной работы вузов, обратить внимание на состояние и качество гуманитарного образования студентов как важнейшей составляющей воспитания будущих специалистов.
Государственной Думе рекомендовано принять федеральный закон, нацеленный на облегчение формирования органов самоуправления обучающихся в государственных и муниципальных высших учебных заведениях, а также доработать принять законопроект «О внесении изменений в статью 50 Закона РФ «Об образовании» и в статью 16 Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании».