12 октября 2009 года Комитет по экономической политике и предпринимательству провел парламентские слушания на тему: «Совершенствование законодательства в сфере государственного регулирования цен (тарифов)».
В слушаниях приняли участие депутаты Госдумы, представители заинтересованных министерств и ведомств, региональных органов исполнительной власти, предприятий, научно-исследовательских учреждений.
Вел слушания член Комитета Виктор Звагельский
Виктор Фридрихович
Депутат Государственной Думы избран в составе федерального списка кандидатов, выдвинутого Всероссийской политической партией «ЕДИНАЯ РОССИЯ»
.
Со вступительным словом к участникам слушаний обратился председатель Комитета Евгений Федоров
Евгений Алексеевич
Депутат Государственной Думы избран в составе федерального списка кандидатов, выдвинутого Всероссийской политической партией «ЕДИНАЯ РОССИЯ»
. Он, в частности сказал: «В сфере государственного регулирования цен (тарифов) действует порядка 100 актов федеральных органов исполнительной власти и около тысячи нормативно-правовых актов других уровней исполнительной власти. Получается, что проблема сегодня в большей степени заключается не в отсутствии законодательства, а в его применении исполнительной властью.
Магистральный путь сокращения цен (тарифов) – это сокращение количества сфер деятельности, где у нас действуют монополии, создание там конкуренции, новых конкурентных рынков. Там, где это пока не удается, требуется рассмотреть возможность введения ограничения норм прибыли в отдельных монопольных инфраструктурных секторах.
Мы также понимаем, что развитие долгосрочных методов регулирования, ориентированных на качество предоставления услуг, на защиту потребителей от монопольного повышения цен – основная задача. Поэтому вторым ключевым моментом является постепенная смена действующей методики определения цен и тарифов – от методики затрат к экономическим стандартам.
И здесь нужно опираться на:
— плановое задание по сокращению издержек производства;
— принуждение монополий к введению новых технологий (это автоматически меняет всю структуру затрат, их уровень);
— тщательный анализ затрат, формирующих тарифы, анализ инвестиционных программ (затраты на которые включаются в цены и тарифы);
— на повышение энергоэффективности и снижение энергоемкости;
— на другие составляющие инновационного развития.
Также надо последовательно ликвидировать перекрестное субсидирование.
Кроме того, система сдержек и противовесов в регулировании тарифов нуждается в усилении государственных позиций, укреплении органов власти, повышении их полномочий для усиления контроля за формированием тарифов; повышения компетентности государственных и местных тарифных служб — при одновременном обеспечении действенности механизма общественного представительства в соответствующих региональных и муниципальных комиссиях.»
Е.Федоров также добавил: «Необходимо четко разделить компетенции в вопросе установления тарифов и ответственности. В сложившейся многоуровневой системе принимают участие Федеральные органы исполнительной власти, субъекты Федерации и органы местного самоуправления. И неправильно, когда одни и те же органы исполнительной власти разрабатывают и утверждают методики расчета экономически обоснованных затрат и на их основе устанавливают сами цены и тарифы».
Виктор Звагельский
Виктор Фридрихович
Депутат Государственной Думы избран в составе федерального списка кандидатов, выдвинутого Всероссийской политической партией «ЕДИНАЯ РОССИЯ»
, говоря о целях слушаний, заметил: «Вопрос очень многоплановый, многоуровневый. От четкости его решения зависит конкурентоспособность российской экономики и ее перевод на инновационный путь развития. В тоже время при непродуманном государственном регулировании цен и тарифов мы можем получить обратный эффект — дестабилизировать социально-политическую стабильность в стране, особенно в условиях финансово-экономического кризиса.
Помимо прочего, мы должны в корне переработать механизм общественного представительства в соответствующих региональных и муниципальных комиссиях по ценам и тарифам, поскольку сегодня остро ощущается недостаток доступа общественности к их деятельности. Нужно рассмотреть вопрос об установлении на федеральном уровне соответствующих правил и требований, единого порядка.
Представители бизнеса, политических партий, законодательных собраний, просто населения должны иметь возможность не только получить полную информацию о принятых решениях, но и возможность провести свой анализ тех или иных принимаемых решений по повышению цен и тарифов. Нужна реальная, действующая обратная связь».
На слушаниях выступил также один из авторов законопроекта «Об основах государственного регулирования тарифов на продукцию естественных монополий» Валерий Зубов
Валерий Михайлович
Депутат Государственной Думы избран в составе федерального списка кандидатов, выдвинутого Политической партией СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ
.
Законопроект направлен на установление в соответствии с положениями статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации случаев, в которых осуществляется государственное регулирование цен (тарифов, расценок, ставок и т. п.), а также на установление основных принципов государственного регулирования тарифов (цен, расценок, ставок и т. п.) на продукцию производственно-технического назначения, товары народного потребления и услуги.
Законопроектом устанавливается, что подлежащие государственному регулированию тарифы (цены, расценки, ставки и т. п.) на указанные в законопроекте продукцию производственно-технического назначения, товары народного потребления и услуги должны устанавливаться ежегодно в расчете на финансовый год, который соответствует календарному году и длится с 1 января по 31 декабря, до принятия Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год.
При этом предусматриваемое увеличение указанных цен (тарифов, расценок, ставок и т. п.) не должно превышать планового индекса инфляции, указанного в представленном в Государственную Думу на рассмотрение проекте федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год.
Законопроект допускает возможность изменения установленных цен (тарифов, расценок, ставок и т. п.) в течение текущего финансового года при условии внесения соответствующих изменений соответственно в федеральный закон о федеральном бюджете или в закон субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации на текущий финансовый год.
Согласно заключению Правительства РФ, этот законопроект не содержит самостоятельного предмета правового регулирования, а дополнительная регламентация процедур государственного регулирования цен (тарифов) на отдельные виды продукции и услуг при необходимости возможна путем внесения изменений в соответствующие нормативные правовые акты.
Предлагаемое введение общего регулирования тарифов на электроэнергию для всех видов деятельности представляется Правительству РФ неоправданным, так как в рамках одного законодательного акта невозможно полностью учесть существующую специфику ценообразования в разных сегментах рынка, установленную соответствующими федеральными законами.
Александр Хинштейн
Александр Евсеевич
Депутат Государственной Думы избран по избирательному округу № 158 (Самарский - Самарская область)
, ссылаясь на опыт Нижегородской области, рассказал о злоупотреблениях в сфере инвестиций, которые отражаются на тарифах, о негативной роли посреднических структур, об отсутствии реальной конкуренции, о деятельности монополистов в регионах.
Рекомендации по итогам слушаний не были приняты.