Госдума поддержала заявление Государственной Думы "По поводу ратификации Протокола № 14 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод, вносящего изменения в контрольный механизм Конвенции о защите прав человека и основных свобод"

23 сентября 2009 года Госдума приняла постановление «О заявлении Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации „По поводу ратификации Протокола № 14 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод, вносящего изменения в контрольный механизм Конвенции о защите прав человека и основных свобод“.

В связи с усилением необоснованной критики позиции Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по вопросу ратификации Протокола № 14 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод, вносящего изменения в контрольный механизм Конвенции о защите прав человека и основных свобод (далее – Протокол № 14), и озабоченностью государств – членов Совета Европы перспективами его вступления в силу в полном объеме Государственная Дума считает необходимым заявить следующее.

Заявленной целью Протокола № 14 является повышение эффективности деятельности Европейского суда по правам человека.

Государственная Дума считает важным дальнейшее совершенствование деятельности Европейского суда по правам человека. Хотя, по мнению Государственной Думы, Протокол № 14 не позволит достичь указанной цели в достаточной мере, он представляет собой лишь определенный шаг в этом направлении. Вместе с тем Государственная Дума исходит из того, что ратифицируемые Российской Федерацией международные договоры не должны ущемлять ее национальные интересы, приводить к необоснованному ограничению прав лиц, находящихся под юрисдикцией Российской Федерации, или к вмешательству в функционирование органов государственной власти и органов местного самоуправления. Поэтому Государственная Дума при рассмотрении законопроекта о ратификации Протокола № 14 в 2006 году выразила озабоченность рядом положений этого международного договора.

Государственная Дума отмечает, что некоторые из вопросов, возникших у нее в связи с Протоколом № 14, в настоящее время утратили актуальность. Учитывая это, а также отмечая необходимость дальнейшего реформирования Европейского суда по правам человека, Государственная Дума считает возможным вернуться к вопросу о ратификации Протокола № 14 при том, однако, понимании, что сохраняющаяся у нее озабоченность встретит адекватную реакцию европейских партнеров.

Государственная Дума относит к числу проблемных статью 8 Протокола № 14, согласно которой комитет из трех судей Европейского суда по правам человека наделяется правом выносить постановления без обязательного включения в состав комитета судьи от государства-ответчика. Данное положение, по мнению Государственной Думы, может поставить под угрозу справедливость и обоснованность выносимых Европейским судом по правам человека постановлений, которые вследствие неучастия в соответствующем комитете судьи от государства-ответчика могут быть приняты без всестороннего учета особенностей правовой системы этого государства.

Обеспокоенность депутатов Государственной Думы вызывает положение статьи 14 Протокола № 14, наделяющее Европейский суд по правам человека правом осуществлять расследование до решения вопроса о приемлемости жалобы. Использование Европейским судом по правам человека такого права до того, как он, в частности, удостоверится в исчерпании внутренних средств правовой защиты, чревато вмешательством в национальное расследование по делу и даже его подменой. Это едва ли может считаться приемлемым в силу того, что роль Европейского суда по правам человека по отношению к национальному правосудию является субсидиарной.

Наряду с этим вызывают вопросы и положения статей 10 и 16 Протокола № 14, которые предполагают, что Европейский суд по правам человека в определенных случаях получит возможность посредством разъяснений и заключений по запросам Комитета министров Совета Европы решать, каким образом государству надлежит выполнять постановления Европейского суда по правам человека, что также вступает в противоречие с субсидиарной ролью Европейского суда по правам человека.

Следовательно, при решении вопроса о ратификации Протокола № 14 Государственной Думой будут учтены разъяснения федеральных органов исполнительной власти, а также соответствующих структур Совета Европы о том, как положения этого международного договора будут имплементированы на практике в свете изложенных депутатами проблем.

Депутаты Государственной Думы уверены, что их позиция будет с пониманием воспринята государствами – участниками Конвенции о защите прав человека и основных свобод и соответствующими структурами Совета Европы и что взаимоприемлемые решения будут найдены в ходе консультаций с партнерами.

Документ принят «за» — 353.

Управление по связям с общественностью и взаимодействию со СМИ