21 сентября 2009 года в Государственной Думе состоялся «круглый стол» «Госзаказ как фактор развития малого и среднего бизнеса», организованный фракцией «Справедливая Россия», на котором обсуждались неотложные меры по обеспечению полноценного участия субъектов малого и среднего предпринимательства в размещении государственного и муниципального заказа.
В работе «круглого стола» приняли участие руководитель фракции «Справедливая Россия» в Государственной Думе Николай Левичев
Николай Владимирович
Депутат Государственной Думы избран в составе федерального списка кандидатов, выдвинутого Политической партией СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ
, депутаты фракции Илья Пономарёв
Илья Владимирович
Депутат Государственной Думы избран в составе федерального списка кандидатов, выдвинутого Политической партией СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ
, Кира Лукьянова
Кира Александровна
Депутат Государственной Думы избран в составе федерального списка кандидатов, выдвинутого Политической партией СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ
, Иван Грачёв
Иван Дмитриевич
Депутат Государственной Думы избран в составе федерального списка кандидатов, выдвинутого Политической партией СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ
, представители малого и среднего бизнеса, органов, уполномоченных осуществлять функции по размещению заказов для государственных или муниципальных нужд, руководители министерств и ведомств, представители Администрации Президента РФ, члены Совета Федерации.
Участники «круглого стола» практически единодушно отметили, что действующее законодательство в области госзакупок, вместо того, чтобы помогать развитию инновационного и малого бизнеса, стало для него тормозом. Был высказан ряд идей о том, как именно необходимо дополнить и расширить законодательство в целях обеспечения наибольшей эффективности и удобства постоянного участия субъектов малого и среднего предпринимательства в размещении государственного и муниципального заказа. Прежде всего речь идёт о внесении поправок в Федеральные законы № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» и № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».
Открывая заседание, Николай Левичев
Николай Владимирович
Депутат Государственной Думы избран в составе федерального списка кандидатов, выдвинутого Политической партией СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ
отметил: «Тема круглого стола очень актуальна. Именно сегодня кризис дал ясно понять, что сфера малого бизнеса, самозанятость, это важнейшее средство борьбы с безработицей, и именно здесь может быть создан мультипликативный эффект, буквально способный вытянуть экономику из рецессии». По словам депутата, именно госзаказ является самым эффективным механизмом интегрирования малого и среднего предпринимательства в народнохозяйственный комплекс страны.
«Сегодня доля стоимости контрактов, заключенных с субъектами малого предпринимательства, в общей стоимости заключенных договоров по размещенным заказам в Российской Федерации составляет всего 2,07% (по федеральным заказчикам это чуть более 1% и 3,28% по региональным заказчикам). В количественном выражении это 4% общего количества контрактов по конкурсам и 11% по аукционам. Мягко говоря, это немного», — подчеркнул Николай Левичев
Николай Владимирович
Депутат Государственной Думы избран в составе федерального списка кандидатов, выдвинутого Политической партией СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ
.
Анализируя причины этого, парламентарий отметил, что сегодня продолжают действовать законодательные нормы, прямо ограничивающие участие субъектов малого предпринимательства в размещении заказов. «Это ограничения по максимальной стоимости контракта, по объему размещения заказа, по номенклатуре товаров, работ и услуг. Судя по всему, многие из этих ограничений не имеют объективных обоснований», — заявил Н.Левичев, призвав присутствующих высказать свое мнение по этому вопросу.
Помимо этого, еще одной проблемой является то, что «под лозунгом борьбы с коррупцией из законодательства были убраны те нормы, которые требовали учитывать и оценивать квалификацию участников торгов, их материально-технические возможности, опыт работы. В результате резко снизилось качество закупаемых товаров, работ и услуг, а коррупцию искоренить так и не удалось. Еще одно препятствие — сложность и непрозрачность процедуры электронных закупок. Стало обязательным взимание оплаты за участие в аукцион. Введено категорическое требование по применению электронной цифровой подписи, тогда как всех условий для этого еще не создано». Действующее законодательство, по словам Николая Левичева
Николай Владимирович
Депутат Государственной Думы избран в составе федерального списка кандидатов, выдвинутого Политической партией СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ
, не может устроить и заказчиков.
«Оно навязывает им чрезмерно сложные, неэффективные, а в ряде случаев и противоречивые электронные процедуры размещения заказа, ограничивая их даже в выборе конкретного технологического решения», — отметил депутат.
Николай Левичев
Николай Владимирович
Депутат Государственной Думы избран в составе федерального списка кандидатов, выдвинутого Политической партией СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ
перечислил основные направления, в которых, на его взгляд, должно развиваться законодательство: необходимо предусмотреть полноценную, документально подтверждаемую оценку квалификации участника торгов, наличие у него необходимой материально-технической базы (скажем, в собственности, в аренде или на иных договорных условиях), наличие подготовленных специалистов и положительного опыта выполнения подобных контрактов; надо повысить доступность информации о размещении заказа и его условиях, чтобы люди не искали эту информацию в массе всех извещений о всех закупах;
Следует более четко регламентировать правила выделения квот и формирования заказов; надо отменить верхний предел в 20% по объему размещения заказов у субъектов малого предпринимательства. Целесообразно отменить ограничения по товарам, работам и услугам, закупаемым у субъектов малого предпринимательства и отменить верхний предел цены контракта, размещаемого у субъектов малого предпринимательства.
Разумно было бы, на наш взгляд, освободить среднее и малое предпринимательство от необходимости вносить обеспечение заявок на участие в торгах и обеспечение исполнения контракта; настало время определить механизмы субконтрактного привлечения субъектов малого предпринимательства для исполнения госконтрактов, заключенных с крупными исполнителями; необходимо обеспечить юридически полноценный документооборот при проведении электронных способов закупок, и единое пространство доверия сертификатам ключей Электронной Цифровой Подписи; следует скорректировать форму статистического мониторинга за движением государственных и муниципальных заказов таким образом, чтобы получить полное представление о положении дел в этой сфере.
Председатель подкомитета по технологическому развитию Илья Пономарёв
Илья Владимирович
Депутат Государственной Думы избран в составе федерального списка кандидатов, выдвинутого Политической партией СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ
, говоря об узких местах в законодательстве, показал на примере недавнего скандала с системой биопаспортов Минкомсвязи, что реализовать долгосрочные высокотехнологические проекты невозможно. Также он обратил внимание собравшихся на невозможность создания преференциальных условий для отдельных категорий поставщиков – предприятий малого бизнеса, на непрозрачность системы уполномоченных площадок.
«Использовать электронно-цифровую подпись практически невозможно, поскольку правительство сорвало создание сети удостоверяющих центров», – подчеркнул парламентарий. – «Кроме того, малое предприятие не в состоянии выполнить условия лота целиком, а субконтракт не предусмотрен законом».
По мнению Ильи Пономарёва
Илья Владимирович
Депутат Государственной Думы избран в составе федерального списка кандидатов, выдвинутого Политической партией СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ
, в законодательстве необходимо «ввести понятие долгосрочного контракта, отменить институт уполномоченных площадок и создать вместо него либо свободный рынок, либо единую государственную площадку, отменить верхний предел в 20% для малых предприятий, ввести в состав инфраструктурных объектов, осуществляющих поддержку развития малого и среднего предпринимательства электронные средства для введения госзакупок. Депутат также считает необходимым «ведение мониторинга исполнения 94-го ФЗ в части размещения заказов у малого бизнеса».
По итогам дискуссии предложено снять излишние ограничения по объёмам размещаемых заказов, по суммам заключаемых контрактов, предоставить государственные гарантии в качестве обеспечения заявок субъектов малого предпринимательства на участие в торгах и исполнения контрактов. Кроме того, следует законодательно закрепить периодическое документальное подтверждение статуса малого предприятия, наличие у малого предприятия – участника торгов необходимой квалификации, материально-технических возможностей и опыта, а также создание Единого государственного реестра субъектов малого предпринимательства.
В резолюции, принятой участниками круглого стола, Правительству Российской Федерации предлагается разработать и реализовать комплекс мер по завершению формирования условий, обеспечивающих ведение юридически значимого документооборота при размещении государственного и муниципального заказа в электронной форме. Речь, в частности, идёт о создании «единого пространства доверия сертификатам ключей ЭЦП для всех электронных площадок, сайтов и систем, размещающих госзаказ».
Управление по связям с общественностью и взаимодействию со СМИ