Фракция «Справедливая Россия» провела «круглый стол» «Госзаказ как фактор развития малого и среднего бизнеса»

21 сентября 2009 года в Государственной Думе состоялся «круглый стол» «Госзаказ как фактор развития малого и среднего бизнеса», организованный фракцией «Справедливая Россия», на котором обсуждались неотложные меры по обеспечению полноценного участия субъектов малого и среднего предпринимательства в размещении государственного и муниципального заказа.

В работе «круглого стола» приняли участие руководитель фракции «Справедливая Россия» в Государственной Думе Николай Левичев Левичев Николай Владимирович Левичев
Николай Владимирович
Депутат Государственной Думы избран в составе федерального списка кандидатов, выдвинутого Политической партией СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ
, депутаты фракции Илья Пономарёв Пономарев Илья Владимирович Пономарев
Илья Владимирович
Депутат Государственной Думы избран в составе федерального списка кандидатов, выдвинутого Политической партией СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ
, Кира Лукьянова Лукьянова Кира Александровна Лукьянова
Кира Александровна
Депутат Государственной Думы избран в составе федерального списка кандидатов, выдвинутого Политической партией СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ
, Иван Грачёв Грачёв Иван Дмитриевич Грачёв
Иван Дмитриевич
Депутат Государственной Думы избран в составе федерального списка кандидатов, выдвинутого Политической партией СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ
, представители малого и среднего бизнеса, органов, уполномоченных осуществлять функции по размещению заказов для государственных или муниципальных нужд, руководители министерств и ведомств, представители Администрации Президента РФ, члены Совета Федерации.

Участники «круглого стола» практически единодушно отметили, что действующее законодательство в области госзакупок, вместо того, чтобы помогать развитию инновационного и малого бизнеса, стало для него тормозом. Был высказан ряд идей о том, как именно необходимо дополнить и расширить законодательство в целях обеспечения наибольшей эффективности и удобства постоянного участия субъектов малого и среднего предпринимательства в размещении государственного и муниципального заказа. Прежде всего речь идёт о внесении поправок в Федеральные законы № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» и № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».

Открывая заседание, Николай Левичев Левичев Николай Владимирович Левичев
Николай Владимирович
Депутат Государственной Думы избран в составе федерального списка кандидатов, выдвинутого Политической партией СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ
отметил: «Тема круглого стола очень актуальна. Именно сегодня кризис дал ясно понять, что сфера малого бизнеса, самозанятость, это важнейшее средство борьбы с безработицей, и именно здесь может быть создан мультипликативный эффект, буквально способный вытянуть экономику из рецессии». По словам депутата, именно госзаказ является самым эффективным механизмом интегрирования малого и среднего предпринимательства в народнохозяйственный комплекс страны.

«Сегодня доля стоимости контрактов, заключенных с субъектами малого предпринимательства, в общей стоимости заключенных договоров по размещенным заказам в Российской Федерации составляет всего 2,07% (по федеральным заказчикам это чуть более 1% и 3,28% по региональным заказчикам). В количественном выражении это 4% общего количества контрактов по конкурсам и 11% по аукционам. Мягко говоря, это немного», — подчеркнул Николай Левичев Левичев Николай Владимирович Левичев
Николай Владимирович
Депутат Государственной Думы избран в составе федерального списка кандидатов, выдвинутого Политической партией СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ
.

Анализируя причины этого, парламентарий отметил, что сегодня продолжают действовать законодательные нормы, прямо ограничивающие участие субъектов малого предпринимательства в размещении заказов. «Это ограничения по максимальной стоимости контракта, по объему размещения заказа, по номенклатуре товаров, работ и услуг. Судя по всему, многие из этих ограничений не имеют объективных обоснований», — заявил Н.Левичев, призвав присутствующих высказать свое мнение по этому вопросу.

Помимо этого, еще одной проблемой является то, что «под лозунгом борьбы с коррупцией из законодательства были убраны те нормы, которые требовали учитывать и оценивать квалификацию участников торгов, их материально-технические возможности, опыт работы. В результате резко снизилось качество закупаемых товаров, работ и услуг, а коррупцию искоренить так и не удалось. Еще одно препятствие — сложность и непрозрачность процедуры электронных закупок. Стало обязательным взимание оплаты за участие в аукцион. Введено категорическое требование по применению электронной цифровой подписи, тогда как всех условий для этого еще не создано». Действующее законодательство, по словам Николая Левичева Левичев Николай Владимирович Левичев
Николай Владимирович
Депутат Государственной Думы избран в составе федерального списка кандидатов, выдвинутого Политической партией СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ
, не может устроить и заказчиков.

«Оно навязывает им чрезмерно сложные, неэффективные, а в ряде случаев и противоречивые электронные процедуры размещения заказа, ограничивая их даже в выборе конкретного технологического решения», — отметил депутат.

Николай Левичев Левичев Николай Владимирович Левичев
Николай Владимирович
Депутат Государственной Думы избран в составе федерального списка кандидатов, выдвинутого Политической партией СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ
перечислил основные направления, в которых, на его взгляд, должно развиваться законодательство: необходимо предусмотреть полноценную, документально подтверждаемую оценку квалификации участника торгов, наличие у него необходимой материально-технической базы (скажем, в собственности, в аренде или на иных договорных условиях), наличие подготовленных специалистов и положительного опыта выполнения подобных контрактов; надо повысить доступность информации о размещении заказа и его условиях, чтобы люди не искали эту информацию в массе всех извещений о всех закупах;

Следует более четко регламентировать правила выделения квот и формирования заказов; надо отменить верхний предел в 20% по объему размещения заказов у субъектов малого предпринимательства. Целесообразно отменить ограничения по товарам, работам и услугам, закупаемым у субъектов малого предпринимательства и отменить верхний предел цены контракта, размещаемого у субъектов малого предпринимательства.

Разумно было бы, на наш взгляд, освободить среднее и малое предпринимательство от необходимости вносить обеспечение заявок на участие в торгах и обеспечение исполнения контракта; настало время определить механизмы субконтрактного привлечения субъектов малого предпринимательства для исполнения госконтрактов, заключенных с крупными исполнителями; необходимо обеспечить юридически полноценный документооборот при проведении электронных способов закупок, и единое пространство доверия сертификатам ключей Электронной Цифровой Подписи; следует скорректировать форму статистического мониторинга за движением государственных и муниципальных заказов таким образом, чтобы получить полное представление о положении дел в этой сфере.

Председатель подкомитета по технологическому развитию Илья Пономарёв Пономарев Илья Владимирович Пономарев
Илья Владимирович
Депутат Государственной Думы избран в составе федерального списка кандидатов, выдвинутого Политической партией СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ
, говоря об узких местах в законодательстве, показал на примере недавнего скандала с системой биопаспортов Минкомсвязи, что реализовать долгосрочные высокотехнологические проекты невозможно. Также он обратил внимание собравшихся на невозможность создания преференциальных условий для отдельных категорий поставщиков – предприятий малого бизнеса, на непрозрачность системы уполномоченных площадок.

«Использовать электронно-цифровую подпись практически невозможно, поскольку правительство сорвало создание сети удостоверяющих центров», – подчеркнул парламентарий. – «Кроме того, малое предприятие не в состоянии выполнить условия лота целиком, а субконтракт не предусмотрен законом».

По мнению Ильи Пономарёва Пономарев Илья Владимирович Пономарев
Илья Владимирович
Депутат Государственной Думы избран в составе федерального списка кандидатов, выдвинутого Политической партией СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ
, в законодательстве необходимо «ввести понятие долгосрочного контракта, отменить институт уполномоченных площадок и создать вместо него либо свободный рынок, либо единую государственную площадку, отменить верхний предел в 20% для малых предприятий, ввести в состав инфраструктурных объектов, осуществляющих поддержку развития малого и среднего предпринимательства электронные средства для введения госзакупок. Депутат также считает необходимым «ведение мониторинга исполнения 94-го ФЗ в части размещения заказов у малого бизнеса».

По итогам дискуссии предложено снять излишние ограничения по объёмам размещаемых заказов, по суммам заключаемых контрактов, предоставить государственные гарантии в качестве обеспечения заявок субъектов малого предпринимательства на участие в торгах и исполнения контрактов. Кроме того, следует законодательно закрепить периодическое документальное подтверждение статуса малого предприятия, наличие у малого предприятия – участника торгов необходимой квалификации, материально-технических возможностей и опыта, а также создание Единого государственного реестра субъектов малого предпринимательства.

В резолюции, принятой участниками круглого стола, Правительству Российской Федерации предлагается разработать и реализовать комплекс мер по завершению формирования условий, обеспечивающих ведение юридически значимого документооборота при размещении государственного и муниципального заказа в электронной форме. Речь, в частности, идёт о создании «единого пространства доверия сертификатам ключей ЭЦП для всех электронных площадок, сайтов и систем, размещающих госзаказ».

Управление по связям с общественностью и взаимодействию со СМИ