25 июня Комитет по природным ресурсам природопользованию и экологии провел круглый стол на тему «Актуальные проблемы использования, охраны, защиты и воспроизводства защитных лесов»
Открывая работу, председатель Комитета Наталья Комарова
Наталья Владимировна
Депутат Государственной Думы избран в составе федерального списка кандидатов, выдвинутого Всероссийской политической партией «ЕДИНАЯ РОССИЯ»
отметила:
«Для большинства людей, хотя мы на этом не фиксируем внимание, лес начинается именно с защитных лесов. Они окружают нас в городах и пригородах, в парках и скверах, поддерживают здоровую окружающую среду. По сути, это наши ближайшие «зеленые соседи», с культурного и бережного отношения к которым, вспоминая известную поговорку, начинается любовь ко всей природе. Проблема сохранения защитных лесов становится в последние годы своего рода «национальной экологической идеей» для жителей мегаполисов. Об этом свидетельствуют многочисленные звонки и письма, поступающие в адрес нашего комитета от граждан, обеспокоенных сокращением площадей «зеленого пояса» вокруг поселков. Поводы для беспокойства действительно есть. Несмотря на то, что в отношении защитных лесов установлен особый правовой режим и достаточно жесткие публично-правовые требования к их охране и защите, факты нецелевого использования лесов, нарушений правил их использования, браконьерства и прочих требований обнаруживаются практически повсеместно. Приведу несколько, на мой взгляд, наиболее злободневных примеров неправильного применения и откровенного нарушения норм законодательства в отношении защитных лесов.
Во‑первых, их использование для осуществления рекреационной деятельности частными лицами. Понятно, что когда частное лицо берет в аренду лесной участок, его цели очевидны – обзавестись, пусть даже временно, собственными «лесными угодьями» или расширить свой дачный участок. Вопреки нормам лесного законодательства, где четко установлено, что арендаторы не вправе препятствовать свободному доступу граждан в лес и, тем более, не могут вести там строительство. В результате известных коррупционных схем, на этих участках вырастают сначала заборы, а затем и жилые постройки.
Это грубое нарушение закона, и в таких ситуациях должны оперативно работать контрольные и надзорные органы. Кроме того, правоприменители не учитывают, что лесное законодательство исходит из того, что предоставление лесных участков в аренду возможно исключительно в том случае, если их использование осуществляется в предпринимательских целях. Это означает, что таким арендатором может быть только юридическое лицо или индивидуальный предприниматель.
Вторая актуальная проблема – нецелевое использование городских лесов.
Леса, расположенные на землях населенных пунктов, предназначены для отдыха населения, проведения культурно-оздоровительных и спортивных мероприятий, а также для сохранения благоприятной экологической обстановки.
На практике же часто возникают ситуации, когда органы местного самоуправления принимают решение о развитии территорий населенных пунктов за счет сокращения площади и застройки земель, на которых расположены городские леса.
В этой связи, отмечу, что городские леса относятся к территориям общего пользования, которые, в соответствии с законодательством, не подлежат приватизации и отчуждению. На них не распространяется действие градостроительного регламента, потому застройка территорий городских лесов является нарушением законодательства.
Еще одна тема, на которой хотелось бы заострить ваше внимание, связана с установлением функционального зонирования, а также площади и границ лесопарковых и зеленых зон.
Их отсутствие, как и целого ряда подзаконных актов, создает «питательную среду» для коррупции, произвольных трактовок законодательства применительно к указанным территориям, что препятствует реализации их особого правового режима.
Поэтому в завершении хочу еще раз призвать вас к активному сотрудничеству. Без этой совместной работы мы не сможем эффективно применять ряд инструментов регулирования лесных отношений, что не только тормозит развитие отрасли, но и допускает безнаказанность при нарушении лесного законодательства.
Ведь расплата за них, в любом случае, неизбежна, потому что природа еще с давних пор зарекомендовала себя таким «генеральным прокурором», которому известны все «пороки», скрываемые от законов и который оперативно определит и реализует наказание»-заключила Н. Комарова.
В итоговом документе «круглого стола» содержатся рекомендации Правительству Российской Федерации и федеральным органам исполнительной власти с просьбой ускорить работу по подготовке и изданию всех нормативных правовых актов, обеспечивающих реализацию положений Лесного кодекса Российской Федерации, а именно:
— порядка реализации древесины, которая получена при использовании лесов, расположенных на землях лесного фонда, в соответствии со статьями 43 – 46 Лесного кодекса Российской Федерации;
— порядка определения функциональных зон в лесопарковых зонах, площади лесопарковых зон, зеленых зон, установления и изменения границ лесопарковых зон, зеленых зон;
— особенностей правового положения государственных учреждений, подведомственных органам государственной власти субъектов Российской Федерации или органам государственной власти Российской Федерации, осуществляющих государственный лесной контроль и надзор, государственный пожарный надзор в лесах;
— правил хранения, ношения и применения специальных средств должностными лицами, осуществляющими государственный лесной контроль и надзор;
— порядка осуществления выборочных рубок лесных насаждений в лесах, выполняющих функции защиты природных и иных объектов;
— особенностей использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, выполняющих функции защиты природных и иных объектов;
— методических указаний по проведению государственной инвентаризации лесов.
Также участники «круглого стола» рекомендовали органам государственной власти субъектов Российской Федерации при предоставлении в пользование лесных участков в защитных лесах отдавать приоритет видам использования, наиболее щадящим для лесной экосистемы, а также в кратчайшие сроки завершить работу по определению функциональных зон в лесопарковых зонах, площади и границ лесопарковых и зеленых зон.