С парламентских слушаний о развитии кинематографии, состоявшихся в Госдуме 25 июня 2009 года

25 июня 2009 года Комитет по культуре провел парламентские слушания на тему: «Обеспечение развития российской кинематографии в целях формирования ценностных установок, соответствующих интересам российского общества и стратегическим задачам развития страны».

В слушаниях приняли участие депутаты, представители Министерства экономического развития, Министерства культуры, Московской городской Думы, органов исполнительной власти субъектов Федерации, Союза кинематографистов России, Гильдии кинопродюсеров России, кинопроизводящих организаций, образовательных учреждений в сфере кинематографии, кино- и телепродюсеры, кинопрокатчики, руководители киносети, деятели кинематографии.

Первый заместитель Председателя Госдумы Олег Морозов Морозов Олег Викторович Морозов
Олег Викторович
Депутат Государственной Думы избран по избирательному округу № 28 (Нижнекамский – Республика Татарстан (Татарстан))
, открывая слушания, отметил, что хорошее кино должно формировать правильное моральное восприятие мира, воспитывать настоящего гражданина, патриота. Такое кино, по его словам, будет конкурентоспособным. «Кино стало искусством городов, преимущественно больших городов. О.Морозов затронул проблему доступности отечественного кинематографа. «Часто продукция наших кинематографистов становится доступной широкому кругу зрителей только после того, как попадает на телевидение», — сказал он.

Вела слушания заместитель Председателя Госдумы Светлана Журова Журова Светлана Сергеевна Журова
Светлана Сергеевна
Депутат Государственной Думы избран по избирательному округу № 111 (Всеволожский – Ленинградская область)
.

Заместитель министра культуры Александр Голутва, сославшись на социологические исследования, заявил, что 47 процентов посетителей кинотеатров в России «любят российское кино» и еще 41 процент зрителей «готовы заинтересоваться» российскими фильмами при соответствующей рекламной и пиар-поддержке. «То есть почти 90 процентов тех, кто ходит в российские кинотеатры, это возможные зрители отечественного кино», — подытожил А.Голутва. Заместитель министра сообщил, что в прошлом году российские кинотеатры продали 120 миллионов билетов. Более четверти кассовых сборов — выручка от показа отечественных кинофильмов. По информации А.Голутвы, к концу года в стране будут действовать более двух тысяч кинозалов, в том числе более 200 залов, оснащенных оборудованием для цифрового кинопоказа.

В числе главных проблем отечественного кинематографа А.Голутва назвал убыточность производства: производственные бюджеты растут, а выхода на мировые рынки, которые могли бы стать источником поступления доходов, у отечественного кино нет. Так, по данным А.Голутвы, затраты на производственные бюджеты российских фильмов с 2003 по 2008 год выросли в 3,5 раза и составляют около 7 млрд. рублей, а кассовые сборы от отечественных фильмов в прошлом году составили немногим более 5 млрд. рублей. Цена на билет в 2010 году достигнет 7,4 доллара и стабилизируется. Необходимо увеличивать посещаемость кинотеатров, производить высокохудожественные фильмы, привлекать зрителей разного возраста и делать кинотеатры доступными для всего населения России. Пока 68 процентов кинозалов сосредоточены в городах, причем количество залов в малых городах измеряется единицами.

Объем государственной поддержки производства фильмов с 2002 по 2008 год вырос в 2,5 раза и достиг 2 млрд. 740 млн. рублей. Но в 2009 году из‑за кризиса бюджетное финансирование кинопроизводства сократилось до 2 млрд. 445 млн. рублей.

В 2010 году, по словам А.Голутвы, объем господдержки производства и проката фильмов следует увеличить до 4,3 млрд. рублей. «Это не прихоть чиновников и не желание прекратить рыночные отношения в сфере кинематографии, — сказал он. — Это объективная реальность, минимум, необходимый для того, чтобы сохранить позиции, ранее завоеванные нашими производителями». На эти средства планируется осуществлять крупные национальные кинопроекты, «пропагандирующие ценности правового демократического государства, способствующие развитию патриотизма. инновационного поведения. толерантности, бытовой культуры, установок на позитивное и стабильное развитие страны». Государственное финансирование таких фильмов, по словам А.Голутвы, может доходить до ста процентов стоимости их производства и продвижения. Предполагается ежегодно выпускать в прокат по 10 таких картин. Предложено также субсидировать те кинокомпании, у которых фильмы собирают более миллиона посещений в год. Десять процентов от кассовых сборов будет направляться таким компаниям на возмещение затрат по продвижению фильмов. Для этого требуется внедрить единую автоматизированную информационную систему сведений о показе фильмов и на законодательном уровне обязать кинотеатры передавать в эту систему сведения.

Кроме того, необходимо в законе о господдержке кинематографии соотнести понятия «совместное производство» и «национальный фильм», увеличив, в частности, с 30 до 50 процентов максимально возможную для национального фильма долю зарубежных инвестиций.

Председатель Комитета по культуре Григорий Ивлиев Ивлиев Григорий Петрович Ивлиев
Григорий Петрович
Депутат Государственной Думы избран в составе федерального списка кандидатов, выдвинутого Всероссийской политической партией «ЕДИНАЯ РОССИЯ»
поддержал идею создания цифровых кинотеатров и заявил, что при благоприятных условиях экономического развития необходимо вернуться к запланированной ранее сумме −6 млрд. рублей — на развитие кинематографа. коснувшись вопроса о том, кто будет распределять средства, председатель Комитета сказал: «Это будут сами кинематографисты. Только они смогут сформировать систему профессиональной оценки, выработать требования к качеству и художественному уровню кинофильма».

Специальный представитель Президента по международному культурному сотрудничеству Михаил Швыдкой в свою очередь заметил, что «проблема того, как финансировать кино — очень тонкий баланс интересов между художниками и обществом». «Мы много говорим о механизмах поддержки, но мало говорим о том, какое кино на выходе, — сказал он. — То, что я видел из лучшего в последние годы, связано с традицией советского кино. Если мы будем прикидываться американцами, французами, немцами, мы все равно будем хуже, чем они. Там, где мы делаем свое кино, национальное, там мы становимся интересными».

Председатель Союза кинематографистов Никита Михалков указал на отсутствие «культурной основы режиссуры». «Уровень режиссуры сегодня чудовищный, — сказал он. — И пробы надо делать не актерам, а режиссерам: имеют ли они право снимать кино или нет… Проблема обучения стоит невероятно остро… Мы можем получить еще больше денег, но если не будет этого внимательного и очень подробного воспитания того, что называется кинематографическая культура, это все пустые звуки».

Тему отсутствия «культурной основы» продолжил депутат Станислав Говорухин Говорухин Станислав Сергеевич Говорухин
Станислав Сергеевич
Депутат Государственной Думы избран в составе федерального списка кандидатов, выдвинутого Всероссийской политической партией «ЕДИНАЯ РОССИЯ»
: «Люди, не читавшие книжек, не умеющие отличить макулатуру от настоящей литературы, сочиняют сценарии, становятся режиссерами».

Председатель Комиссии по культуре и массовым коммуникациям Московской городской Думы Евгений Герасимов указал на необходимость участия государства в прокате фильмов. «Отстранившись в свое время от проката и по существу потеряв его, мы потеряли кинематограф. Необходимо всерьез заняться реконструкцией кинотеатров и созданием новой киносети».

Председатель Комитета по конституционному законодательству и государственному строительству Владимир Плигин Плигин Владимир Николаевич Плигин
Владимир Николаевич
Депутат Государственной Думы избран в составе федерального списка кандидатов, выдвинутого Всероссийской политической партией «ЕДИНАЯ РОССИЯ»
призвал кинематографистов способствовать формированию «единой российской нации» и разделять задачи достижения привлекательности и ценности жизни. «Если в течение одного дня будет примерно 120 убийств на телеэкране, то задается совершенно иной стандарт отношения неопытного человека к жизни. Он перестает понимать качество жизни и качество смерти».

Продюсер и киноактер Алексей Гуськов и президент Гильдии продюсеров России Ренат Давлетьяров затронули проблему видеопиратства.

Депутат Дмитрий Новиков Новиков Дмитрий Георгиевич Новиков
Дмитрий Георгиевич
Депутат Государственной Думы избран в составе федерального списка кандидатов, выдвинутого Политической партией «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
подверг критике современные фильмы о Великой Отечественной войне. «Тенденция такова, что российский кинематограф фактически работает на пересмотр итогов войны, — сказал он. — Порождается масса крайне вредных слухов… Никакой свободой творчества нельзя оправдать пропаганду пошлости, ненависти, насилия».

Продюсер, сценарист, режиссер Татьяна Вороневская акцентировала внимание участников дискуссии не проблеме перехода на цифровые технологии, который может, по ее словам, привести к тому, что на рынке останутся только крупные кинотеатры, которые за свой счёт перейдут на цифровые технологии.

«Проблемы две: высокая стоимость и дилемма, которая состоит в том, что кинотеатр инвестирует деньги, а дистрибьютор и продюсер за счёт экономии на киноплёнке получают выгоду. То есть получается такая несуразица: тратятся одни, а выгоду получают другие», — пояснила Т.Вороневская. Решение проблемы она видит в объединении рынка прокатчиков, производителей, дистрибьюторов, государства, финансовых институтов, страховых компаний, производителей оборудования для того, чтобы создать одну программу и договориться о справедливом перераспределении дохода. «Справедливое перераспределение дохода — это компенсация кинотеатру части сэкономленных на непечатании киноплёнки средств. Это система, которая работает во многих странах мира. С такой системой согласны многие игроки рынка. И надо только это организовать», — сказала Т.Вороневская.

Управление по связям с общественностью и взаимодействию со СМИ