Комитет по безопасности провел «круглый стол» по публично-правовым и частноправовым аспектам развития механизма разрешения конфликта интересов на государственной и муниципальной службе

23 июня 2009 года Комитет по безопасности провел «круглый стол» на тему: «Публично-правовые и частноправовые аспекты развития механизма разрешения конфликта интересов на государственной и муниципальной службе».

В заседании приняли участие депутаты Государственной Думы, руководящие сотрудники федеральных органов исполнительной власти, Верховного и Высшего Арбитражного судов, Генеральной прокуратуры, представители Российской правовой академии, Министерства юстиции, представители госкорпораций, адвокаты, Президент Группы государств против коррупции (ГРЕКО) Драго Кос и заместитель Генерального прокурора Финляндии Йорма Калске.

Открывая заседание, первый заместитель председателя Комитета по безопасности Михаил Гришанков Гришанков Михаил Игнатьевич Гришанков
Михаил Игнатьевич
Депутат Государственной Думы избран в составе федерального списка кандидатов, выдвинутого Всероссийской политической партией «ЕДИНАЯ РОССИЯ»
напомнил, что за последние годы были подписаны и ратифицированы международные антикоррупционные конвенции, Россия вступила в Группу государств против коррупции(ГРЕКО) и стала её полноправным участником, создан работающий Совет при Президенте РФ по противодействию коррупции, утвержден и реализуется национальный план противодействия коррупции.

«В конце 2008 года был принят первый пакет антикоррупционных законов, включая закон по противодействию коррупции. В мае 2009 года принят пакет указов Президента РФ, регламентирующих порядок предоставления чиновниками различных рангов и членами их семей деклараций о доходах и имуществе. А недавно был принят в первом чтении законопроект об антикоррупционной экспертизе нормативно-правовых актов. Идет работа и над другими законопроектами и указами Президента, которые должны сформировать антикоррупционную нормативно-правовую базу, отвечающую современным международным стандартам», — отметил М. Гришанков.

Михаил Гришанков Гришанков Михаил Игнатьевич Гришанков
Михаил Игнатьевич
Депутат Государственной Думы избран в составе федерального списка кандидатов, выдвинутого Всероссийской политической партией «ЕДИНАЯ РОССИЯ»
также отметил, что институт предотвращения и урегулирования конфликта интересов может быть эффективным лишь тогда, когда он становится органичной составной частью комплекса мер, направленных на предупреждение и профилактику коррупции.

«Очевидно, что предотвращением конфликта интересов могут служить такие меры, как предоставление декларации о доходах и имуществе чиновников и членов их семей, декларирование полученных подарков, введение жестких ограничений на работу по совместительству, на переход с государственной и муниципальной службы в коммерческие структуры», — заключил М. Гришанков.

Председатель Комитета по конституционному законодательству и государственному строительству Владимир Плигин Плигин Владимир Николаевич Плигин
Владимир Николаевич
Депутат Государственной Думы избран в составе федерального списка кандидатов, выдвинутого Всероссийской политической партией «ЕДИНАЯ РОССИЯ»
отметил, что в случае поступления человека на государственную службу автоматически должен действовать институт ограничения определенной активности данного человека, который добровольно соглашается с тем, что его личный интерес должен быть подчинен интересам государства.

Ректор Российской правовой академии Министерства юстиции Сергей Герасимов отметил: «Соблюдение предусмотренных в законе о противодействии коррупции и других нормативно-правовых актах правил воздействия на определенные ситуации, возникающие при разрешении конфликта интересов в деятельности государственных и муниципальных служащих, является сильнодействующим профилактическим средством в противодействии коррупции и другим злоупотреблениям должностных лиц. Но вопросам правоприменения не уделяется должного внимания».

В ходе заседания было отмечено, что недостаточно эффективная правоприменительная практика разрешения конфликта интересов на государственной и муниципальной службе свидетельствует об отсутствии действенного функционирования Комиссий по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов.

Участники заседания также отметили, что широкое распространение получают такие проявления конфликта интересов, как: инвестирование аффилированных с государственными или муниципальными служащими коммерческих структур за счет бюджета, совмещения государственной службы с коммерческой деятельностью, тенденция к коммерциализации системы государственной и муниципальной службы, когда занятие должности, рассматривается, в первую очередь, как возможность незаконного использования предоставленными законом служебными полномочиями в угоду личным интересам.

Участники «круглого стола» выработали ряд рекомендаций Правительству РФ о поручении федеральным министерствам, службам и агентствам провести изучение практики работы созданных в них Комиссий по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов. В частности, Государственной Думе рекомендовано проработать вопрос о необходимости внесения изменений в действующие нормативные акты, предусматривающие расширение требований, предъявляемых к служебному поведению государственных и муниципальных служащих, закрепление специальных требований, предъявляемых к процедурам уведомления государственным и муниципальным служащим представителя нанимателя о возникшем конфликте интересов, уведомления об отказе от выгоды, явившейся причиной возникновения конфликта интересов, об отводе и самоотводе в случае возникновения конфликта интересов.

Управление по связям с общественностью и взаимодействию со СМИ