11 июня 2009 года Комитет Государственной Думы по энергетике провел «круглый стол» на тему: «Законодательное обеспечение биржевой торговли нефтью и нефтепродуктами в Российской Федерации».
Участники «круглого стола», рассмотрели актуальные вопросы практики применения законодательных и иных нормативно-правовых актов в вопросах развития биржевой торговли нефтью и нефтепродуктами в Российской Федерации, механизмов экономического стимулирования участников торгов в топливно-энергетическом комплексе на примере деятельности ЗАО «Санкт-Петербургская Международная Товарно-сырьевая биржа» и НП «Межрегиональная Биржа Нефтегазового комплекса».
На совещании отмечалось, что российский рынок нефтепродуктов характеризуется исторически сложившейся региональной монополизацией, отсутствием объективных ценовых индикаторов. В России созданы крупные вертикально-интегрированные нефтяные компании, работающие как в сфере добычи, так и переработки нефти и реализации нефтепродуктов на внутреннем рынке России. Данная система создает определенные сложности при выявлении объективной цены на нефтепродукты на внутреннем рынке.
Использование современных биржевых технологий, доказавших свою эффективность даже в условиях различных чрезвычайных ситуаций на мировых энергетических рынках, считают участники «круглого стола», позволит успешно разрешить существующие проблемы в области ценообразования и создаст механизм, стимулирующий конкуренцию на внутреннем рынке нефти и нефтепродуктов в России.
В настоящее время в России начал формироваться организованной биржевой рынок нефтепродуктов на базе Санкт-Петербургской Международной товарно-сырьевой биржи и Межрегиональной биржи нефтегазового комплекса. Данные площадки в еженедельном режиме представляют котировки на основные виде нефтепродуктов по всей территории страны. Следует отметить, что в связи с географическими особенностями России, а также расположением основных нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ) представляется затруднительным сформировать единый ценовой индикатор нефтепродуктов для России. В этом случае целесообразно рассматривать возможности формирования региональных индикаторов на базе конкретных НПЗ, которые используются в качестве базисов поставки на биржах.
Председательствующий на «круглом столе» первый заместитель председателя Комитета Леонид Симановский
Симановский
Леонид Яковлевич
Депутат Государственной Думы избран в составе федерального списка кандидатов, выдвинутого Всероссийской политической партией «ЕДИНАЯ РОССИЯ»
заявил основную цель встречи – «проанализировать законодательное обеспечение первого опыта электронной биржевой торговли нефтью и нефтепродуктами». «Электронная торговля – это основной антимонопольный инструмент, один из механизмов реформирования топливно-энергетического комплекса. Именно поэтому, Санкт-Петербургская Международная Товарно-сырьевая биржа» должна стать основой электронной биржевой торговли в ТЭК », – считает депутат.
Участники совещания сошлись во мнении, что необходима единая концепция организации биржевого товарного рынка и определения его роли в экономике страны. Кроме того, необходимо создать фьючерсный рынок нефтепродуктов, так как только такая форма торговли позволит выявить справедливые цены на товар и создать прозрачный и надежный ценовой индикатор.
Для функционирования и развития фьючерсного рынка нефтепродуктов потребуется участие в торгах нефтепроизводителей, нефтеперерабатывающих предприятий, потребителей и финансовых институтов, что, в свою очередь, потребует от них изменения сложившихся внутренних процессов и процедур маркетинга, логистики и организации продаж нефтепродуктов и, соответственно, затрат на проведение такой реорганизации.
Участники «круглого стола» обсудили вопрос необходимости обеспечения и создания государством экономических стимулов развития биржевой торговли на условиях, равноправных для всех действующих торговых площадок.
Обсуждая основные проблемы действующего законодательства, препятствующие развитию биржевого товарного рынка, участники «круглого стола» отметили: необходимость законодательного закрепления клиринговой деятельности, в том числе, клиринговых операций по учету обязательств, связанных с обязательствами по поставке товара; отсутствие полноценного регулирования срочного рынка (рынка производных финансовых инструментов) и системы налогообложения операций, совершаемых на этом рынке (взимание НДС только в момент завершения обращения фьючерсного контракта и начала периода его исполнения); необходимость совершенствования регулирования выпуска, учета и порядка обращения двойных складских свидетельств (без уплаты НДС) на стандартные товары, позволяющих их использование в биржевой торговле; отсутствие законодательно закрепленных мер по борьбе с манипулированием ценами и совершению сделок и использованием инсайдерской информации; установление возможности организации аукционов по закупке товаров для государственных и муниципальных нужд с использованием бирж в качестве операторов электронных торгов.
Заместитель руководителя Федеральной службы по финансовым рынкам Сергей Харламов рассказал участникам встречи о действиях службы в рамках законодательного обеспечения биржевой торговли. Так по его словам, ФСФР подготовили поправки ко второму чтению в закон «О биржевой торговле», на стадии подготовки ко второму чтении поправки в закон о противодействии инсайдерской информации. «Ключевым законом является закон «О клиринге», – заявил С.Харламов. По его словам он подготовлен и сейчас находится на согласовании в Минюсте. «В ближайшее время он будет внесен в Государственную Думу», – сообщил замруководителя ФСФР.
С.Харламов высказался за включение в рекомендации «круглого стола» предложение о возврате в законодательное поле биржи как площадки электронных торгов.
Участники встречи пришли к выводу, что для решения вопросов, связанных с законодательной базой, регулирующей товарные биржевые рынки, необходима совместная работа Федеральной службы по финансовым рынкам с представителями бирж и потенциальных участников торгов по выработке предложений к разработке изменений действующего законодательства, а также необходимо создание рабочей группы при Комитете по энергетике.
Управление по связям с общественностью и взаимодействию со СМИ