Интеллектуальная собственность в сфере образования стала темой «круглого стола», прошедшего в Госдуме 9 июня 2009 года

9 июня 2009 года Комитет по образованию провел «круглый стол» на тему: «Интеллектуальная собственность в сфере образования».

В обсуждении приняли участие депутаты, представители Министерства образования и науки, Торгово-промышленнойпалаты, ведущих Российских образовательных учреждений.

Открыл и вел «круглый стол» председатель комитета Григорий Балыхин Балыхин Григорий Артёмович Балыхин
Григорий Артёмович
Депутат Государственной Думы избран в составе федерального списка кандидатов, выдвинутого Всероссийской политической партией «ЕДИНАЯ РОССИЯ»
. Он отметил, что в рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование» в 2006–2008 годах 57 вузам выделено более 45 млрд. рублей на инновации. Для сравнения он напомнил, что в 1999 году бюджет профессионального образования (начального, среднего и высшего) составлял всего 22 млрд. рублей. Однако впечатляющих результатов, по оценке Г.Балыхина, не получено.

Г.Балыхин также сообщил, что в Госдуме готовится ко второму чтению законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными учреждениями науки и образования хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности».

Участники дискуссии обсудили проблемы введения научных разработок в хозяйственный оборот, повышения творческой активности научных работников, эффективности использования интеллектуальной собственности в каждом конкретном учебном заведении, проблемы взаимоотношений между руководителем вуза и научным сотрудником — автором разработки.

Представитель Министерства образования и науки Александр Наумов отметил, что эффективное распоряжение правами на результаты научно-технической деятельности непосредственно влияет на результативность инновационной деятельности и экономики, но и на результативность образовательного процесса. Законодательство, по его словам, строго ограничивает перечень случаев, когда права на интеллектуальную собственность должны принадлежать государству. Во всех остальных случаях права принадлежат непосредственно исполнителю. Он предложил пересмотреть роль вузов в инновационной деятельности.

«В технологически развитых странах высшие учебные заведения наряду с функциями образования все в большей степени выступают в роли полноправных субъектов рыночных отношений, вовлекаются в инновационный процесс. При этом основное содержание таких процессов состоит не только в генерации новых знаний, но и во введении в хозяйственный оборот результатов интеллектуальной деятельности в виде товаров, наукоемкой продукции, интеллектуальных услуг», — сказал А.Наумов.

Одной из наиболее сложных задач представитель Министерства назвал «построение адекватной рыночным условиям системы правового регулирования обращения результатов интеллектуальной деятельности, получаемых в российских учреждениях образования и науки». В основе такой системы должны быть договорные отношения между участниками процесса. «Законодательство не ограничивает возможности бюджетных учреждений распоряжаться правами на результаты интеллектуальной деятельности», — подчеркнул он.

Принятие закона, позволяющего бюджетными учреждениями науки и образования создавать хозяйственные общества, по словам А.Наумова, не только будет способствовать внедрению разработок, но и позволит создать дополнительно 10–15 тысяч рабочих мест.

Чрезвычайно важно, по мнению А.Наумова, чтобы учреждения были экономически заинтересованы в практическом применении результатов научной деятельности. «Если все заработанные на этом средства будут уходить напрямую в бюджет, образовательные учреждения не будут заинтересованы в повышении эффективности своей научной деятельности», — сказал А.Наумов. Заработанные средства, считает он, должны в полном объеме учитываться на лицевых счетах и расходоваться на правовую охрану создаваемых результатов научно-технической деятельности, на выплату авторских вознаграждений и на дополнительное финансирование инициативных НИОКР.

Ректор Российского государственного института интеллектуальной собственности Иван Близнец, сообщив, что ведущие университеты США только от использования объектов интеллектуальной собственности ежегодно получают около миллиарда долларов, обозначил потребность в методических рекомендациях, которые позволили бы каждому вузу четко определять правовой статус любого объекта интеллектуальной собственности, создаваемого в рамках вуза, его стоимость, порядок закрепления прав на него. И.Близнец также указал не недостаточное количество специалистов в сфере охраны и управления интеллектуальной собственностью и на необходимость разработки государственного стандарта по подготовке таких специалистов.

Представитель Федерального агентства науки и инноваций Михаил Цимбалов указал на несовершенство механизмов информирования государства о результатах использования результатов интеллектуальной деятельности.

Вице-президент Торгово-промышленной палаты Владимир Исаков отметил, что инновационное мышление базируется на определенных ценностях, состоянии общественной жизни. «Это вершина трудового образа жизни, — сказал он. — Но за двадцать лет от трудовой морали мало что осталось. А без этого попытки возродить инновационное мышление — это все равно, что возводить современную крышу над старыми и ветхими стенами. Надо менять стиль жизни».

Проректор Южного федерального университета Ирина Мостовая сообщила, что в 2008 году на разработки, сделанные в университете, получено 25 патентов, 15 разработок доведены до уровня коммерциализации.

Управление по связям с общественностью и взаимодействию со СМИ