На парламентских слушаниях в Государственной Думе обсудили вопросы государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации

8 июня 2009 года Комитет Государственной Думы по экономической политике и предпринимательству совместно с Комитетом по аграрным вопросам провели парламентские слушания на тему «О совершенствовании государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации».

В слушаниях приняли участие депутаты Государственной Думы и члены Совета Федерации, представители органов государственной власти, общественных объединений и организаций предпринимателей и потребителей, бизнес-структур.

В центре обсуждения на парламентских слушаниях были внесенные в Государственную Думу законопроекты о государственном регулировании торговли, законопроект Минпромторга, рассматриваемый в настоящее время Правительством, а также проект Кодекса добросовестных практик торговых сетей при взаимоотношениях с поставщиками продуктов питания.

Открывший парламентские слушания председатель Комитета по экономической политике и предпринимательству Евгений Федоров Федоров Евгений Алексеевич Федоров
Евгений Алексеевич
Депутат Государственной Думы избран в составе федерального списка кандидатов, выдвинутого Всероссийской политической партией «ЕДИНАЯ РОССИЯ»
заявил, что «воздействие кризиса оказалось для всех субъектов торговой деятельности. С конца 2008 года темпы роста оборота оптово-розничной торговли значительно замедлились. Особо это ощущается в торговле продовольственными товарами, в связи с падением потребительского спроса и из‑за снижения реальных доходов населения, а также роста цен. Оборот розничной торговли упал более чем на 2 процента и впервые за 9 лет розничный товарооборот оказался отрицательным. Основную долю в потребительской корзине стали составлять продукты питания, при чем, многие вновь предпочитают покупать их на розничных рынках, а не в магазинах».

Е.Федоров сообщил, что в Комитете функционирует рабочая группа по законодательству в сфере регулирования торговой деятельности в Российской Федерации, и напомнил, что в соответствии с антикризисным планом Государственной Думы планируется разработка и принятие федерального закона о торговой деятельности. Комитет считает, учитывая важность направления, обсудить его уже в сентябре-октябре этого года.

Заместитель министра сельского хозяйства Олег Алдошин считает, что в законе о торговле должны быть урегулированы вопросы доступа к торговым сетям отечественных производителей и размер торговой наценки. «В законе о торговле необходимо сбалансировать интересы производителей, торговых сетей и потребителей», – отметил О.Алдошин. Он также выразил убеждение, что при подготовке законопроекта о госрегулировании торговли Правительство будет исходить из «соблюдения принципа свободы предпринимательской деятельности». Вместе с тем, по его мнению, в детальной проработке нуждаются положения проекта, связанные с условиями доступа отечественных сельхозпроизводителей к торговым сетям. «В настоящее время эти условия навязываются, что негативно влияет на производителей», – заявил замминистра. Он также высказался за скорейшее разрешение проблем, связанных с установлением сетями торговых наценок, которые зачастую достигают 50 процентов изначальной стоимости товара.

Директор Департамента государственного регулирования внутренней торговли Министерства промышленности и торговли Российской Федерации Олег Сазанов выступая на слушаниях, отметил комплексность подхода Министерства промышленности и торговли России к решению задач по совершенствованию государственного регулирования торговой деятельности. Так, по его словам, министерство, совместно с рядом ведомств – Минсельхозом России, Минэкономразвития России, ФАС России и другими, разработало и внесло в Правительство законопроект «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации». «По итогам рабочих совещаний с вице-премьерами проведенных в мае, были поставлены определенные задачи по доработке документа. В настоящий момент мы находимся в режиме активного диалога, прежде всего с Минсельхозом России, по вопросу о том, как правильно и корректно, соблюдая баланс интересов, отразить все особенности взаимодействия торговых компаний и отечественных сельхозтоваропроизводителей», – пояснил Олег Сазанов. Минпромторг России планирует представить доработанный законопроект на рассмотрение депутатов Государственной Думы России уже в осеннюю сессию.

Комментируя альтернативный законопроект о торговле, внесенный депутатами Государственной Думы и Совета Федерации, Олег Сазанов отметил, что регулирование цен – вопрос дискуссионный. «Невозможно регулировать цены только в торговых сетях, нужно определиться, как следует регулировать цены, если это необходимо, по всей цепочке – в производстве, переработке и торговле», – сказал он. Однако, несмотря на отличия «депутатского» варианта от законопроекта, подготовленного Минпромторгом России, Олег Сазанов обратил внимание, что, концептуально, оба документа затрагивают одни и те же вопросы.

В свою очередь, член Комитета по экономической политике Наталья Ермакова Ермакова Наталья Афанасьевна Ермакова
Наталья Афанасьевна
Депутат Государственной Думы избран в составе федерального списка кандидатов, выдвинутого Всероссийской политической партией «ЕДИНАЯ РОССИЯ»
высказала мнение, что при разработке закона о торговле «главное – уйти от крайних точек зрения». «Драконовские меры могут привести к сворачиванию торговой деятельности, что приведет и к сокращению производства», – заметила она. Говоря о развитии отечественной торговли, депутат подчеркнула, что сегодня этот вид деятельности во многом осуществляется «вне законов, что и породило такие проблемы, как, к примеру, бонусы за «входной билет» в торговую сеть». Н.Ермакова также сообщила, что в настоящее время от разработчиков законопроектов о торговле звучат разные предложения на этот счет – «от полного запрета «входных бонусов» до дифференцированного подхода к производителям». Так, например, «предлагается устанавливать брендовым производителям плату «за вход», – сказала депутат. Кроме того, она полагает, что в законе о торговле должен быть установлен «допустимый предел сетевой торговли». «Этот механизм должен создать равную конкурентную среду для сосуществования «гипер», средних и малых торговых предприятий», – считает Н.Ермакова.

Со своей стороны, заместитель Председателя Государственной Думы Владимир Жириновский Жириновский Владимир Вольфович Жириновский
Владимир Вольфович
Депутат Государственной Думы избран в составе федерального списка кандидатов, выдвинутого Политической партией ЛДПР - Либерально-демократической партией России
выразил убеждение, что торговая наценка не должна превышать 10 процентов от изначальной стоимости товара. «Иначе литр молока так и будет стоить 40 рублей за литр, а кто‑то будет продолжать строить себе фешенебельные отели за границей и возить отдыхать туда русскую мафию», – сказал он.

В.Жириновский также высказался за полную отмену «бонусов» торговым сетям и восстановление государственной монополии на внешнюю торговлю. «Бонус» – это подарок или взятка, что в данном случае одно и то же», – полагает депутат. Вместе с тем, он выразил сомнение, что принятие закона о торговле решит все проблемы между производителями и торговыми сетями. «Закон о торговле – это как закон о коррупции, мы с ней боремся, а она процветает», – заявил он.

Начальник Управления контроля социальной сферы и торговли ФАС России Тимофей Нижегородцев, участвуя в слушаниях, рассказал выводах, которые сделали антимонопольные органы о работе торговых сетей. «Недобросовестная практика торговых сетей, постоянное вымогательство дополнительных денег под разными предлогами увеличивается с каждым годом. Так с января 2005 года по первое полугодие 2008 года она выросла примерно с 5 процентов до 50 – 60 по обороту на каждого поставщика по отдельным группам товаров. Это, безусловно, ведет к росту издержек товаропроизводителей и поставщиков, что компенсируется с следующим увеличением цены». В заключение Т.Нижегородцев сообщил, что антимонопольная служба проработав законопроект Минпромторга и законопроект группы депутатов и членов Совета Федерации, поддерживает депутатскую редакцию закона, в которой наиболее полно прописана антимонопольная составляющая. Что же касается Кодекса добросовестных практик, представитель ФАС заявил, «что без санкций, без регулирования никакие добросовестные кодексы не действуют».

Лев Хасис, председатель президиума Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ) считает, что «Кодекс должен существовать наравне с законом о торговле», а полномочия антимонопольных органов должны быть значительно расширены.

Член Совета Федерации, один из авторов парламентского законопроекта, Сергей Лисовский уверен, что «только закон позволит торговым сетям активнее конкурировать между собой законно».

На основании предложений и замечаний участников парламентских слушаний Комитетом по экономической политике и предпринимательству будут выработаны конкретные рекомендации.

Управление по связям с общественностью и взаимодействию со СМИ