Профильный комитет рекомендовал принять во втором чтении поправки по борьбе с оргпреступностью

Законопроектом предлагается ввести отдельное уголовное наказание для лидеров преступного мира, а также ужесточить уголовную ответственность за организацию преступного сообщества, руководство и участие в нем
Уголовный кодекс

Комитет по государственному строительству и законодательству рекомендовал принять во втором чтении поправки в Уголовный кодекс РФ и Уголовно-процессуальный кодекс РФ в части противодействия организованной преступности, внесенные Президентом.

Председатель Комитета Павел Крашенинников Крашенинников Павел Владимирович Крашенинников
Павел Владимирович
Депутат Государственной Думы избран в составе федерального списка кандидатов, выдвинутого Всероссийской политической партией «ЕДИНАЯ РОССИЯ»
сообщил, что законопроектом предлагается ввести отдельное уголовное наказание для лидеров преступного мира, а также ужесточить уголовную ответственность за организацию преступного сообщества, руководство и участие в нем.

Смотрите также

По действующему законодательству существует уголовная ответственность для лиц, занимающих высшее положение в преступной иерархии, но только если эти лица совершили преступление по ч. 1 ст. 210 УК РФ — организовали криминальное сообщество для совершения тяжких или особо тяжких преступлений, руководят им, регулируют деятельность в целях совершения преступлений, раздела сфер преступного влияния и преступных доходов, либо участвуют для этого в собраниях преступных организаций и т. д. «В ином случае они не могут быть привлечены к ответственности по уголовному законодательству. Поэтому такие лица, являясь лидерами преступного мира и координируя деятельность криминальных сообществ, зачастую уходят от ответственности», — сказал Павел Крашенинников.

Законопроектом предлагается восполнить этот пробел законодательства, дополнив Уголовный кодекс новой статьей, которая вводит уголовную ответственность за сам факт лидерства в преступной иерархии. «Такое преступление будет караться лишением свободы от 8 до 15 лет с возможным максимальным штрафом до 5 млн рублей. При этом применение условного осуждения или наказания ниже установленного предела к таким лицам исключается», — сообщил он.

Отдельным преступлением указывается участие лица в собрании представителей или организаторов преступных сообществ в целях создания, руководства либо координации деятельности криминального сообщества. Это преступление выделяется в отдельную часть 1.1 ст. 210 УК РФ. «Участнику такой «сходки» грозит лишение свободы от 12 до 20 лет со штрафом до 1 млн рублей», — напомнил парламентарий.

Повышаются уголовные штрафы, которые могут быть назначены преступнику совместно с лишением свободы по ст. 210 УК РФ «Организация преступного сообщества (преступной организации) или участие в нем»:

  • за организацию, руководство или координацию деятельности преступного сообщества предлагается повысить штраф до 5 млн рублей, при этом сроки лишения свободы сохраняются действующие — от 12 до 20 лет;
  • за участие в преступном сообществе штраф повышается до 3 млн рублей (сейчас до 500 тыс. рублей), а также увеличиваются минимальные сроки лишения свободы — от 7 до 10 лет (сейчас от 5 до 10 лет);
  • за совершение какого‑либо из вышеуказанных преступлений с использованием служебного положения штраф увеличивается до 5 млн рублей (сейчас до 1 млн рублей), при этом срок лишения свободы сохраняется действующий — от 15 до 20 лет;
  • за совершение лидером преступной группировки преступления по созданию, руководству, координации деятельности преступного сообщества или участие в собрании с этими целями, карается по действующему законодательству лишением свободы от 15 до 20 лет или пожизненным заключением. Проектом предлагается дополнить сроки лишения свободы возможностью назначения штрафа — до 5 млн рублей.

Кроме того, законопроектом дополняются условия освобождения от уголовной ответственности лиц, совершивших указанные преступления. Сейчас такая возможность есть у тех, кто добровольно прекратил свое участие в преступном сообществе и активно способствует пресечению его деятельности, раскрытию или пресечению преступлений.

«Согласно законопроекту, избежать наказания смогут и те, кто сообщил о готовящемся собрании организаторов или представителей преступного сообщества, а также активно способствует пресечению его деятельности», — подчеркнул Павел Крашенинников.

Проектом закона вносятся уточнения, связанные с определением подсудности и подследственности уголовных дел о вышеуказанных преступлениях. «Так, предварительное следствие по ним производится следователями органов внутренних дел, но может производиться также следователями того органа, который выявил преступления. Подсудность уголовных дел в отношении лидеров преступного мира относится к компетенции областных и равных им судов», — сообщил глава Комитета по государственному строительству и законодательству.

Изменения позволят усовершенствовать уголовно-правовые меры борьбы с организованной преступностью и, что особенно важно, с лидерами преступного мира, которые по действующему законодательству, как правило, недосягаемы для следствия. «Они не принимают непосредственного участия в совершении преступлений, но обеспечивают деятельность преступных сообществ, их стратегическое развитие и «стабильность» существования, что гораздо опаснее. Поэтому предложенные меры должны существенно помочь правоохранительным органам в противодействии преступному миру», — заключил Павел Крашенинников.