Первый законопроект предполагает освободить от налога на добавленную стоимость (НДС) реализацию государственных и муниципальных услуг в социальной сфере, оказываемых в соответствии с соглашениями, заключенными по результатам отбора исполнителей этих услуг (за исключением соглашения о предоставлении субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания).
Как отмечается в пояснительной записке, сейчас при оказании государственных и муниципальных услуг в социальной сфере негосударственные организации находятся в заведомо неравных условиях с государственными и муниципальными учреждениями. Так, оказание услуг учреждениями в рамках госзадания, источником финансового обеспечения которого является бюджетная субсидия, не признается объектом налогообложения и освобождено от налога на добавленную стоимость. Тогда как в отношении оказания госуслуг в социальной сфере для организаций иной организационно-правовой формы такого освобождения от налога на добавленную стоимость не установлено. Законопроект призван исправить эту ситуацию.
Проект второго закона предполагает, что в Бюджетном кодексе появится новый вид бюджетных ассигнований на оказание государственных и муниципальных услуг, в соответствии с которым будет осуществляться финансовое обеспечение исполнения государственного и муниципального социального заказа. Документ определяет виды предоставляемых субсидий и порядок их предоставления. Кроме того, предлагается установить возможность принятия долгосрочных бюджетных обязательств на основании соглашений, заключаемых в целях исполнения государственного и муниципального соцзаказа в случае, если срок оказания госуслуги, установленный законодательством РФ, превышает срок бюджетного планирования.
Нововведения направлены на повышение качества и доступности государственных и муниципальных услуг в соцсфере и создание равных условий в сфере финансового обеспечения для государственных и муниципальных учреждений и негосударственных организаций, участвующих в оказании таких услуг.