В пояснительной записке к законопроекту отмечается, что масштабы незаконной добычи редких животных и контрабанды их дериватов остаются высокими, и эти преступления обычно совершаются группами лиц, в том числе действующими по предварительному сговору или в составе организованной группы. Кроме того, из‑за недостатков конструкции ст. 2581 УК РФ сложно пресечь приготовления к контрабанде крупных партий дериватов.
«По экспертным оценкам, незаконная добыча животных и сбыт их дериватов профессиональным скупщикам и контрабандистам совершаются группами браконьеров, сговорившихся на совершение единичного преступления», — говорится в пояснительной записке.
В связи с этим ч. 3 и ч. 3.1 ст. 2581 УК предлагается дополнить новым квалифицирующим признаком — совершением преступления группой лиц по предварительному сговору.
Авторы законопроекта также указывают, что сейчас трудно привлечь к ответственности тех, кто использует служебное положение, но не является при этом должностным лицом — это, например, работники заповедников и заказников, охотхозяйств. Потому более 97% преступников, в том числе те, кто нарушил закон в составе группы по предварительному сговору или использовал служебное положение, осуждены по наименее тяжкой ч. 1 ст. 2581 УК РФ.
Чтобы исправить это, предполагается заменить квалифицирующий признак «совершение преступления должностным лицом с использованием своего служебного положения» на «совершение преступления лицом с использованием своего служебного положения».
Также предлагается внести изменение в ч. 1 ст. 2581 УК РФ, которое усилит наказание за незаконную добычу, приобретение и т. д. краснокнижных животных и водных биоресурсов, их частей и дериватов в виде принудительных работ и лишения свободы на срок до четырех лет взамен предусмотренного трехлетнего срока. Вместе с этим предполагается увеличить сроки принудительных работ и лишения свободы в ч. 1 — ч. 3 ст. 2581 УК РФ.