Депутаты Государственной Думы на пленарном заседании в четверг, 14 февраля, приняли в первом чтении поправки в Кодекс об административных правонарушениях (КоАП) об усилении административной ответственности за нарушение правил использования воздушного пространства, а также правил плавания. Законопроект был внесен Правительством РФ.
Как отмечается в пояснительной записке, законопроект «направлен на совершенствование норм законодательства, предусматривающих ответственность за совершение противоправных деяний на воздушном транспорте, а также на морском и внутреннем водном транспорте».
Документом, в частности, предусматривается, что административные штрафы за нарушения правил использования воздушного пространства, налагаемые на граждан, должны вырасти в 10 раз, на должностных лиц — в 4–5 раз. В 10 раз также предлагается увеличить штрафы за нарушения правил плавания.
За пренебрежение федеральными правилами использования воздушного пространства нарушитель-гражданин заплатит 20–50 тысяч рублей вместо нынешних 2–5 тысяч, а должностное лицо — 100–150 тысяч (вместо нынешних 25–30 тысяч рублей).
Если окажется, что нарушитель вообще не имел права использовать воздушное пространство, минимальный штраф для граждан составит уже 30 тысяч рублей, а должностных лиц оштрафуют на сумму от 50 тысяч до 100 тысяч рублей (вместо нынешних 30–50 тысяч рублей).
Нарушение правил плавания на морском и внутреннем водном транспорте обернется штрафом в размере от 5 до 10 тысяч рублей (в настоящее время — 500–1000 рублей). За повторное нарушение можно лишиться прав на срок до двух лет.
За превышение скорости, несоблюдение навигационных знаков, остановку или стоянку в запрещенных местах нарушитель заплатит от 500 рублей до 1000 рублей вместо нынешних 300–500 рублей.
С 2–2,5 тысяч до 20–25 тысяч рублей вырастет штраф за плавание без лоцмана в районах обязательной лоцманской проводки судов.
Также законопроектом предлагается ввести штраф за управление беспилотным летательным аппаратом (дроном) без надлежащей документации — нарушитель, не имеющий при себе во время управления беспилотным воздушным судном соответствующих документов на право управления, может заплатить от 1 до 2 тысяч рублей.
Как отметил Первый заместитель Председателя Комитета по государственному строительству и законодательству Вячеслав Лысаков, необходимость повышения штрафов вызвана «тем, что, как показывает практика, причины двух третей происшествий на воде, воздухе, на земле – дорожно-транспортных происшествий, происшествий с воздушными, речными, морскими судами, происходят по вине самих лиц, управляющих этими видами транспорта».
«По статистике за 2017 год, например, произошла 21 авиационная катастрофа и 19 аварий. Почти во всех этих случаях воздушные судна принадлежали физическим лицам, и ЧП произошли из‑за грубого нарушения существующих правил», — сказал он, добавив, что .»увеличение штрафов улучшат ситуацию и в воздушном секторе, и в морском, и водном».