Владимир Якушев: главная задача – переход отрасли на проектное финансирование с использованием эскроу-счетов

Об этом Министр строительства и жилищно-коммунального хозяйства заявил в ходе «правительственного часа» в Государственной Думе
Пленарное заседание нейтральное

Владимир Якушев отметил, что «майский» Указ поставил перед отраслью жилищно-коммунального хозяйства «очень амбициозные задачи». В частности, одна из таких целей – улучшение жилищных условий для не менее чем 5 млн семей ежегодно. На реализацию этой задачи направлен нацпроект «Жилье и городская среда». В рамках проекта сформировано четыре федеральных проекта:

  • проект «Ипотека» нацелен на достижение уровня процентной ставки по ипотеке менее 8%;
  • проект «Жилье» нужен для увеличения объемов жилищного строительства до 120 млн кв. м жилья к 2024 году;
  • проект «Формирование комфортной городской среды» предусматривает развитие населенных пунктов с учетом индекса качества городской среды;
  • проект «Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда» обеспечит решение задач по переселению граждан из аварийного жилья. Министр напомнил, что согласно Указу в год нужно сносить аварийного жилья больше, чем ставится на учет.

Общий объем средств на реализацию нацпроекта – более 1 трлн рублей, из которых из федбюджета – 891 млрд рублей, сообщил он.

Жилищное строительство

Владимир Якушев напомнил, что с 1 июля 2019 года предусматривается переход на исключительное использование эскроу-счетов при привлечении средств граждан в долевое строительство.

«Главная задача сейчас – переход отрасли на проектное финансирование с использованием счетов эскроу и формирование соответствующих компетенций у банков и застройщиков», — подчеркнул Министр.

«Средства на счетах эскроу станут основным источником фондирования проектного финансирования и практически полностью закроют потребности банков в ликвидности», – полагает Владимир Якушев.

«В долгосрочной перспективе эти реформы приведут к устойчивой и эффективной строительной отрасли, которая вернет доверие людей», — уверен он.

По словам Министра, требуется системное решение накопившихся проблем обманутых дольщиков. Он напомнил, что на площадке Государственной Думы был принят ряд законодательных инициатив, которые дали инструменты субъектам РФ для решения проблем обманутых дольщиков. Сегодня готовится еще ряд предложений.

По итогам проработки с субъектами РФ вопроса достижения показателя по увеличению жилищного строительства до 120 млн кв. м в 2024 году выявлены основные риски: достижение покупательской способности, отсутствие свободных площадок для дополнительного ввода жилья, нехватка средств на финансирование строительства объектов инфраструктуры.

В нацпроекте есть субсидии региональным бюджетам на жилищное строительство. На стадии рассмотрения – прямое софинансирование строительства объектов инженерной инфраструктуры.

Ипотека

К 2018 году ипотека стала основным инструментом приобретения жилья. С ипотекой приобретается каждая вторая квартира.

«Снижение процентных ставок за 2 года с уровня 12–13% до 9,5% было самым масштабным за всю историю ипотеки», — считает Министр.

«С учетом наблюдаемой волатильности на финансовых рынках потенциал снижения ставок в краткосрочной перспективе исчерпан», — заявил он.

Расселение аварийного жилья

Владимир Якушев рассказал, что Жилой фонд РФ насчитывает 3,7 млрд метров, при этом 70% — многоквартирные дома. Аварийные дома составляют 0,5% или порядка 14 млн кв. м.

В 2019–2024 годах на цели по расселению аварийного жилья планируется направить более 500 млрд рублей, расселить более 660 тысяч человек.

1 из 22
Министр строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ Владимир Якушев
Председатель Государственной Думы Вячеслав Володин
Председатель Государственной Думы Вячеслав Володин
Министр строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ Владимир Якушев
Член Комитета по бюджету и налогам Вера Ганзя и Первый заместитель Председателя Комитета по труду, социальной политике и делам ветеранов Николай Коломейцев
Первый заместитель Председателя Комитета по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству Валерий Гартунг
Аудитор Счетной палаты РФ Юрий Росляк
Министр строительства и жилищно-коммунального хозяйства Владимир Якушев
Заместитель Председателя Комитета по контролю и Регламенту Лариса Шойгу
Пленарное заседание
Член Комитета по информационной политике, информационным технологиям и связи Евгений Ревенко и Председатель Комитета по бюджету и налогам Андрей Макаров
Член Комитета по контролю и Регламенту Раиса Кармазина и член Комитета по труду, социальной политике и делам ветеранов Андрей Исаев
Член Комитета по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям Владимир Блоцкий
Министр строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ Владимир Якушев
Министр строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ Владимир Якушев
Член Комитета по безопасности и противодействию коррупции Николай Рыжак и Первый заместитель Председателя Комитета по контролю и Регламенту Олег Нилов
Министр строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ Владимир Якушев
Председатель Комитета по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству Галина Хованская и аудитор Счетной палаты РФ Юрий Росляк
Пленарное заседание
Член Комитета по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству Игорь Торощин
Член Комитета по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока Валентина Рудченко
Член Комитета по государственному строительству и законодательству Ольга Баталина
Министр строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ Владимир Якушев
Председатель Государственной Думы Вячеслав Володин
Председатель Государственной Думы Вячеслав Володин
Министр строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ Владимир Якушев
Член Комитета по бюджету и налогам Вера Ганзя и Первый заместитель Председателя Комитета по труду, социальной политике и делам ветеранов Николай Коломейцев
Первый заместитель Председателя Комитета по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству Валерий Гартунг
Аудитор Счетной палаты РФ Юрий Росляк
Министр строительства и жилищно-коммунального хозяйства Владимир Якушев
Заместитель Председателя Комитета по контролю и Регламенту Лариса Шойгу
 
Член Комитета по информационной политике, информационным технологиям и связи Евгений Ревенко и Председатель Комитета по бюджету и налогам Андрей Макаров
Член Комитета по контролю и Регламенту Раиса Кармазина и член Комитета по труду, социальной политике и делам ветеранов Андрей Исаев
Член Комитета по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям Владимир Блоцкий
Министр строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ Владимир Якушев
Министр строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ Владимир Якушев
Член Комитета по безопасности и противодействию коррупции Николай Рыжак и Первый заместитель Председателя Комитета по контролю и Регламенту Олег Нилов
Министр строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ Владимир Якушев
Председатель Комитета по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству Галина Хованская и аудитор Счетной палаты РФ Юрий Росляк
 
Член Комитета по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству Игорь Торощин
Член Комитета по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока Валентина Рудченко
Член Комитета по государственному строительству и законодательству Ольга Баталина

После завершения выступления Министра Председатель ГД поблагодарил его за последовательную позицию в выстраивании отношений с депутатами, при этом попросил Владимира Якушева о том, чтобы был постоянный контроль вопросов, связанных с тарифообразованием в регионах. «Было бы правильно нам вместе отслеживать ситуацию, обмениваться информацией и принимать оперативные решения, не доводя их до напряжения, которое зачастую мы видим в регионах. Здесь необходим контроль и реакция», — заключил Вячеслав Володин Володин Вячеслав Викторович Володин
Вячеслав Викторович
Председатель Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва. Избран по избирательному округу № 163 (Саратовский — Саратовская область)
.

Развитие инфраструктуры и повышение доступности жилья

Аудитор Счетной палаты Юрий Росляк отметил, что Президентом поставлены задачи на региональном и муниципальном уровне в ближайшее время разработать долговременные программы, детальные и адресные планы строительства жилья с суммарным объемом ввода в 2024 году не менее 120 млн кв. м. Уже сейчас нужно приступить к изменению существующих генпланов, правил землепользования и застройки и т. д. «В госпрограмму должны также войти мероприятия по модернизации уже существующих головных инфраструктурных объектов и мощностей, а также созданию новых и модернизации существующих предприятий стройиндустрии для производства конструкций и изделий по предполагаемым прогрессивным типам жилых домов», — отметил Юрий Росляк.

Одной из основных проблем, сдерживающих темпы жилищного строя, указал он, являются ограничения инфраструктуры – сетей тепло-, водоснабжения, электроэнергии, канализации, а именно отсутствие у застройщиков и регионов средств на развитие инженерных коммуникаций и присоединение к объектам инженерно-технического обеспечения. В указанный период дополнительная потребность в средствах, которые нужно направить на обеспечение земельных участков необходимыми объектами инфраструктуры, оценивается в сумме более 400 млрд рублей. Общий объем субсидий регионам на стимулирование программ жилстроя в указанный период – только 184 млрд рублей. «Имеющийся дефицит должен быть покрыт регионами, обеспечен обязательно твердыми источниками финансирования. Да и вообще расходы на реализацию мероприятий нацпроектов должны раздельно учитываться в балансах бюджетов регионов и муниципальных образований, что на сегодня фактически отсутствует», — указал Юрий Росляк. Он заявил, что пока действующий механизм предоставления помощи практически не востребован застройщиками, необходимо внести изменения в действующие правила предоставления субсидий в части уточнения направления их возможного использования — сейчас они идут в основном на социальную инфраструктуру, а не на инженерные коммуникации. Также стоит проработать значительное увеличение субсидий регионов на обеспечение земельных участков необходимыми объектами инфраструктуры.

Также Юрий Росляк подчеркнул важность доступности жилья для населения — нужны целевые мероприятия по снижению цен на приобретение комфортного жилья и использование различных инструментов господдержки для отдельных категорий граждан – бюджетников, молодых семей, детей-сирот и т. д.

Мониторинг ситуации в регионах и анализ правоприменительной практики

В завершение мероприятия Председатель ГД Вячеслав Володин заявил, что в постановлении по итогам «правительственного часа» следует отразить, что профильные Комитеты – по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству, по транспорту и строительству, по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям – должны подключиться к проведению совместно с Министерством мониторинга ситуации в регионах и анализ правоприменительной практики.

«Нам важно подчеркнуть значимость вопросов контроля и анализа правоприменительной практики. У нас эти вопросы находятся в введении Комитета по контролю и Регламенту. Правильно будет при подготовке решения по итогам выступления Министра обязательно уделить этому внимание и мониторинг цен, мониторинг обратной связи, связанной с ценообразованием в различных сферах возложить на Комитет по контролю и Регламенту, так как он взаимодействует со Счетной палатой. Хотелось бы, чтобы и СП подключилась к этим вопросам. У нас огромная разница по ценообразованию по регионам, она необъяснима. Было бы правильно, чтобы мы эти ситуации брали под контроль и их рассматривали в оперативном порядке», — уверен Председатель ГД. 

Кроме того, Вячеслав Володин также обратил внимание на проблему обманутых дольщиков, отметив, что за счет принятых Государственной Думой законов в будущем новых обманутых дольщиков «у нас просто не должно быть». 

«Но есть проблема, которая касается огромного количества обманутых дольщиков, оказавшихся в этой ситуации по вине недобросовестных застройщиков и бездействия местных властей. Нам необходимо этим вопросом заниматься. Было бы правильно, если бы профильный комитет предложил конкретные пути решения вопроса, проработав их вместе с Министерством. Надеюсь, что с Министром мы найдем полное понимание. Нам необходимо подставить плечо людям, оказавшимся в этом сложном, непростом положении»», — заключил он.