Заместитель Председателя Комитета по культуре Александр
Шолохов
Шолохов
Александр Михайлович
Депутат Государственной Думы избран в составе федерального списка кандидатов, выдвинутого Всероссийской политической партией «ЕДИНАЯ РОССИЯ»
провел круглый стол «Значение государственно-частного,
муниципально-частного партнерства и концессионных соглашений для сохранения
объектов культурного наследия. Законодательный аспект». На государственной
охране сейчас находятся 143 876 объектов культурного наследия. На работы по сохранению памятников истории и культуры выделяются значительные бюджетные
средства. Однако лишь в отношении 15% от общего числа памятников истории и культуры можно утверждать, что они находятся в удовлетворительном состоянии, в связи с чем вопрос привлечения в сферу сохранения памятников истории и культуры
внебюджетных средств, частных инвестиций особенно актуален. На решение этих
задач направлен подготовленный в Правительстве РФ законопроект, поступивший на рассмотрение в Государственную Думу. Им предлагается допустить бизнес к реставрации культурных объектов на основании концессионных соглашений и механизма государственно-частного партнерства (ГЧП). Согласно документу,
памятники, находящиеся в неудовлетворительном состоянии, можно будет передавать
частным инвесторам при условии соблюдения концессионером всех охранных
обязательств, которые до этого несло государство.
Участники заседания – представители профессионального и экспертного сообществ — сошлись во мнении, что документ нуждается в доработке.
Председатель Комитета по природным ресурсам,
собственности и земельным отношениям Николай Николаев
Николаев
Николай Петрович
Депутат Государственной Думы избран в составе федерального списка кандидатов, выдвинутого Всероссийской политической партией «ЕДИНАЯ РОССИЯ»
отметил, что законопроект в нынешнем
виде не поможет решить проблему сохранения объектов культурного наследия и привлечь бизнес в эту сферу. Он напомнил, что на сегодняшний день есть «уже
достаточно много инструментов, позволяющих бизнесу зайти на объекты культурного
наследия».
«Инициаторы законопроекта предлагают еще два способа, значит, существующие работают недостаточно эффективно», — подчеркнул глава Комитета, добавив, что по мнению предпринимателей, инициатива в текущем виде работать не будет.
«И причина прежде всего в процедурах. На практике люди сталкиваются с большим количеством самых разных процедур, которые подчас оказываются просто непреодолимы. Поэтому очень важно будет запросить от Правительства проекты нормативно-правовых актов и предусмотреть прозрачность принятия решений, убрать излишние ограничения», – считает парламентарий.
Он напомнил, что Комитет по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям, являясь соисполнителем по правительственному законопроекту о распространении механизмов концессии и ГЧП на сферу сохранения объектов культурного наследия, на своем заседании в целом поддержал его концепцию.
Вместе с тем Николай Николаев обратил внимание, что «сдерживающим фактором привлечения частных инвестиций в сферу сохранения объектов культурного наследия является сохраняющаяся жесткая политика государства на недопущение приспособления объектов к современному использованию и запрет на использование современных материалов и технологий для их восстановления, даже тех, к которым не предъявляются строгие охранные обязательства».
По его мнению, ГЧП и концессионные соглашения действительно перспективные механизмы для привлечения частных инвестиций в сферу воссоздания, реконструкции и приспособления для современного использования объектов культурного наследия.
«Но сохранив указанные выше ограничения, невозможно рассчитывать, что сфера станет привлекательной для бизнеса», — подчеркнул он.
Кроме того, Николай Николаев считает, что в целом необходимо менять подход к выстраиванию отношений между государством и бизнесом.
По мнению исполнительного директора Национального центра развития государственно-частного партнерства Максима Ткаченко, возможность изменения целевого назначения объекта должна быть предусмотрена. Также он призвал убрать ограничительную норму, согласно которой концессионер обязан именно за свой счет провести реконструкцию.
Исполнительный директор Ассоциации владельцев исторических
усадеб, Председатель Национального фонда возрождения русской усадьбы Виссарион
Алявдин поддержал идею законопроекта, высказав ряд пожеланий по его доработке.
«Хотелось бы, чтобы этот закон не носил охранительный характер – для этого есть
73-ФЗ и ряд других законодательных актов. Должны быть максимально продуманы
преференции для концессионеров. Сейчас все меньше людей готовы брать объекты
культурного наследия даже в аренду, а концессия – это еще более сложный
механизм, предполагающий необходимость еще и зарабатывать на данном объекте. На наш взгляд, надо изъять из текста законопроекта положение о запрете передачи в концессионные соглашения достопримечательных мест», – заявил он.
Последнее из озвученных им предложений по поводу достопримечательных мест поддержал Николай Николаев.
По итогам обсуждения участники круглого стола поддержали проект Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», отметив необходимость доработки ряда его положений в соответствии с высказанными замечаниями.