В законодательстве о средствах массовой информации с 2016 года существует аналогичное предлагаемому проектом ограничение, связанное с учреждением средства массовой информации, организации (юридического лица), осуществляющей вещание. То же ограничение иностранного участия в 2017 году установлено для владельцев аудиовизуальных сервисов. Запрет на владение, управление либо контроль прямо или косвенно в отношении более 20% акций в уставном капитале лица, являющегося членом или акционером владельца новостного агрегатора, предлагается ввести для иностранного государства, международной организации, а также находящихся под их контролем организаций, иностранного юрлица, российского юрлица, доля иностранного участия в уставном капитале которого составляет более 20%, иностранного гражданина, лица без гражданства, гражданина РФ, имеющего гражданство другого государства, в совокупности или каждый в отдельности.
Инициативой
также предлагается установить запрет выступать в качестве владельца новостного
агрегатора иностранным государствам, международным организациям, а также
находящимся под их контролем организациям, иностранным юрлицам, российским юрлицам
с иностранным участием, иностранным гражданам, лицам без гражданства, гражданам
РФ, имеющим гражданство другого государства.
Согласно тексту законопроекта, в случае нарушения указанных запретов Роскомнадзор обращается в суд с заявлением об ограничении доступа к новостному агрегатору. До исполнения владельцем новостного агрегатора перечисленных требований, на основании вступившего в законную силу решения суда, доступ к новостному агрегатору ограничивается оператором связи, оказывающим услуги по предоставлению доступа к интернету. Порядок взаимодействия Роскомнадзора с оператором связи, владельцем новостного агрегатора, а также порядок ограничения и возобновления доступа к новостному агрегатору и порядок информирования о таком ограничении устанавливаются Правительством РФ.
В случае принятия закона, владелец новостного агрегатора, включенного в реестр новостных агрегаторов до начала действия этого ФЗ, будет обязан не позднее шести месяцев привести свои учредительные документы в соответствие с требованиями части 12 статьи 104 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (в редакции настоящего Федерального закона), а владелец новостного агрегатора, включенного в этот реестр после начала действия данного ФЗ, – не позднее шести месяцев после включения соответствующей записи в реестр новостных агрегаторов.
Законопроект касается только агрегаторов, включенных в реестр новостных агрегаторов Роскомнадзора.
Как отметил Председатель Комитета по информационной политике, информационным технологиям и связи Леонид Левин Левин
Леонид Леонидович Депутат Государственной Думы избран по избирательному округу 0147 (Лермонтовский – Пензенская область) , «Комитет, поддерживая концепцию инициативы, обращает внимание, что его отдельные положения нуждаются в согласовании с нормами действующего законодательства РФ».
В частности, положениями законопроекта предлагается ограничить владельцев новостных агрегаторов в правах, согласно которым принадлежащие данным лицам голоса не будут учитываться при определении кворума общего собрания участников и при подсчете голосов. При этом данное ограничение предлагается применять не только при нарушении норм об иностранном участии во владении новостным агрегатором, но и в случае нарушения иных обязанностей, таких, как размещение на новостном агрегаторе адреса электронной почты для направления юридически значимых сообщений, хранение распространенной ими новостной информации и другие, за нарушение которых уже предусмотрена административная ответственность. В связи с чем это положение законопроекта нуждается в корректировке, считает парламентарий. Кроме того, предусматривается возможность ограничения доступа к новостному агрегатору на основании решения суда в случае, если нарушены требования об ограничении иностранного участия во владении новостным агрегатором. «Однако авторами законопроекта не представлены сведения о том, что имеющихся мер административной ответственности недостаточно для принуждения владельца новостного агрегатора соблюдать требования российского законодательства. Представляется, что предлагаемые меры ответственности в виде ограничения доступа к новостному агрегатору требуют дополнительной аргументации. Высказанные замечания могут быть устранены в процессе доработки законопроекта ко второму чтению», — подчеркнул глава Комитета.
Председатель ГД Вячеслав Володин Володин
Вячеслав Викторович Председатель Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва. Избран по избирательному округу № 163 (Саратовский — Саратовская область) после голосования поручил Комитету по информационной политике, информационным технологиям и связи провести консультации с представителями экспертного, делового и профессионального сообщества.
«Исходя из состоявшейся дискуссии, будет правильно Комитету [по информационной политике, информационным технологиям и связи] провести до рассмотрения во втором чтении законопроекта дополнительные консультации с Правительством РФ, с экспертным, деловым и профессиональным сообществом, и хотелось бы, чтобы вопрос был более полно обсужден во фракциях», — заявил он.