Елена Ямпольская: избыточные барьеры между человеком и произведениями культуры необходимо устранить

Комитет по культуре предлагает скорректировать законодательные требования, касающиеся возрастной маркировки фильмов, книг, театральных постановок и других произведений культуры, оставив маркировку 18+ и выведя из закона всю промежуточную градацию
Круглый стол на тему «О совершенствовании законодательных механизмов, регулирующих доступ детей к произведениям литературы и искусства»

Комитет по культуре готовит поправки в законодательство, которые скорректируют требования, касающиеся возрастной маркировки произведений культуры. Об этом Председатель Комитета Елена Ямпольская Ямпольская Елена Александровна Ямпольская
Елена Александровна
Депутат Государственной Думы избран в составе федерального списка кандидатов, выдвинутого Всероссийской политической партией «ЕДИНАЯ РОССИЯ»
заявила в ходе круглого стола по вопросу совершенствования законодательных механизмов, регулирующих доступ детей к произведениям литературы и искусства, состоявшегося в ГД с участием широкого круга экспертов.

Открывая заседание, Председатель Комитета и ее заместитель, руководитель рабочей группы по возрастной маркировке произведений искусства Александр Шолохов Шолохов Александр Михайлович Шолохов
Александр Михайлович
Депутат Государственной Думы избран в составе федерального списка кандидатов, выдвинутого Всероссийской политической партией «ЕДИНАЯ РОССИЯ»
напомнили о недавних случаях, когда в Хабаровске в книжном магазине детям не продали произведения классических авторов, школьнице из Екатеринбурга отказались продать сборники стихов поэтов Есенина, Маяковского и Бродского, подобные случаи были также в Новосибирске.

Депутаты уверены, что законодательные требования возрастной маркировки фильмов, книг и других произведений культуры нельзя доводить до абсурда.

«На заседании Комитета мы разбирали историю, когда французский фильм «Как прогулять школу с пользой» получил изначально в Минкультуры возрастной ценз 16+, хотя главному герою этого фильма от силы 10–11 лет, это добрый фильм о маленьком человеке и природе. И буквально у нас на Комитете прокатчик и Министерство смогли найти общий язык, поменяв маркировку на 6+. Понятно, что в Министерстве руководствуются законами и инструкциями, но мы сейчас говорим о том, что невозможно такие вещи все время регулировать в «ручном» режиме», – обратилась к участникам круглого стола Елена Ямпольская.

Она подчеркнула, что речи об отмене закона о защите детей от информации не идет. «Мы просто хотим защитить произведения литературы и искусства, которые оказались крайними в этой ситуации, – заявила депутат. – Их на самом деле очень удобно регламентировать. Но мы таким образом лишаем детей самого ценного, что можем им дать, – это эмоциональный опыт человечества, который заключает в себе культура».

При этом у ребенка, продолжила глава Комитета, всегда есть доступ к телевидению, интернету, соцсетям. «Моя личная позиция в том, что мы наносим вред психике детей, когда так маниакально ограждаем их от произведений литературы и искусства», – сказала она.

По словам Александра Шолохова, необходимо проанализировать и законодательную базу, и правоприменительную практику. «Механистический подход в этом деле пользы не даст», – убежден он.

Деятели культуры сошлись в общем мнении, что достаточно маркировки 18+. Первым в ходе круглого стола с этим предложением выступил Председатель ассоциации продюсеров кино и телевидения, руководитель кинокомпании СТВ Сергей Сельянов. Он также призвал сократить хронометраж показа на экране значка о возрастной маркировке с шести до 1–1,5 секунд, «чтобы у зрителей не сбивалось восприятие фильма».

Круглый стол о совершенствовании законодательных механизмов, регулирующих доступ детей к произведениям литературы и искусства

Гендиректор сети кинотеатров «Пионер» Мери Назари высказалась за то, чтобы критерии возрастной маркировки были более понятными. В спорных ситуациях, считает Мери Назари, следует собирать спецкомиссию с участием психологов и самих подростков. «Крупные киносети отмечают, что за последние несколько лет происходит отток молодой аудитории из кинотеатров. Кинотеатры в обход запрета пускают подростков на фильмы ужасов с маркировкой 18+, чтобы не потерять кассу. Нередко бывает так, что Минкультуры выдает прокатное удостоверение за два дня до начала проката, и если это не совпадает с ожиданиями дистрибьютора, то всю рекламу приходится каким‑то образом менять за столь короткий срок», – описала она ситуацию.

Художественный руководитель Московского Губернского театра Сергей Безруков считает, что родители должны взять на себя эту функцию, определяя и советуя, что ребенку рано смотреть или читать, а что нет. Актер также придерживается мнения, что маркировки 18+ вполне достаточно.

Телевидение, кино, литература, театр – совершенно разные сферы культуры, которые не могут регулироваться одним универсальным законом, отметил художественный руководитель московского Детского музыкального театра имени Н.Сац Георгий Сац.

1 из 9
Круглый стол на тему «О совершенствовании законодательных механизмов, регулирующих доступ детей к произведениям литературы и искусства»
Художественный руководитель Московского Губернского драматического театра, актер и режиссер Сергей Безруков
Круглый стол на тему «О совершенствовании законодательных механизмов, регулирующих доступ детей к произведениям литературы и искусства»
Художественный руководитель, главный режиссер Московского государственного академического детского музыкального театра имени Н.И. Сац Георгий Исаакян и Генеральный директор Большого Московского государственного цирка на проспекте Вернадского Эдгард Запашный
Художественный руководитель, главный режиссер Московского государственного академического детского музыкального театра имени Н.И. Сац Георгий Исаакян
Первый заместитель Председателя Комитета по культуре Елена Драпеко
Круглый стол на тему «О совершенствовании законодательных механизмов, регулирующих доступ детей к произведениям литературы и искусства»
Заместитель Председателя Комитета по культуре Александр Шолохов
Круглый стол на тему «О совершенствовании законодательных механизмов, регулирующих доступ детей к произведениям литературы и искусства»
 
Художественный руководитель Московского Губернского драматического театра, актер и режиссер Сергей Безруков
 
Художественный руководитель, главный режиссер Московского государственного академического детского музыкального театра имени Н.И. Сац Георгий Исаакян и Генеральный директор Большого Московского государственного цирка на проспекте Вернадского Эдгард Запашный
Художественный руководитель, главный режиссер Московского государственного академического детского музыкального театра имени Н.И. Сац Георгий Исаакян
Первый заместитель Председателя Комитета по культуре Елена Драпеко
 
Заместитель Председателя Комитета по культуре Александр Шолохов
 

По словам Елены Ямпольской, в Комитете изучили зарубежный опыт, в том числе опыт Франции, где 90% фильмов выходят без возрастной маркировки. Директор кинопроизводственного отдела «Уолт Дисней Студиос Сони Пикчерс Релизинг» Владимир Верещагин добавил, что в США действует рекомендательный характер маркировки, и рекомендации адресованы прежде всего родителям.

Подводя итоги обсуждения, Александр Шолохов сообщил: «Наше общее мнение сводится к тому, что должна быть запретительная норма, относящаяся к достаточно взрослому возрасту – 16 или 18 лет (это вопрос дискуссии), а всю промежуточную градацию, превратившуюся в регламентирующие нормы, из закона необходимо вывести. Для всех это представляется очевидным. Наш Комитет будет прорабатывать этот вопрос с Министерством культуры и Министерством просвещения. Необходима законодательная инициатива, которая позволит существующему закону, с одной стороны, оградить детей от влияния вредной информации, а с другой стороны, позволит не впадать в крайности». 

Елена Ямпольская добавила, что Комитет готовит поправки в законодательство с учетом всех высказанных в ходе круглого стола предложений и замечаний. 

«Это 18+ как строгая запретительная мера, а все остальное – только как помощь родителям. Поправки будут вноситься не только в закон о защите детей от информации, но и в ряд других законодательных актов. Лишнее охранительство и барьеры, которые выстраиваются между человеком и произведениями культуры, нам не нужны», – заключила она.