В соответствии с положениями ФЗ «О парламентском контроле», Комитет по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям провел мониторинг исполнения этих законов. В ходе заседания с докладами о практике их применения выступили депутаты, представители профильных министерств, ведомств, Счетной палаты. Участники отметили эффективность существующих форм парламентского контроля.
«Для нас очень важно, анализируя практику применения этих законов, посмотреть, есть или появились ли дополнительные проблемы, есть ли какие‑то не учтенные законодательством нормы, которые требуют дополнительного нормативного регулирования», — подчеркнула Председатель Комитета по контролю и Регламенту Ольга Савастьянова.
Применение закона о публично-правовой компании по защите прав дольщиков при банкротстве застройщиков
По словам Председателя Комитета по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям Николая Николаева, глобальная реформа жилищного строительства, начатая по поручению Президента РФ, проведена, но все еще требует донастройки. «Сейчас идет третий закон по реализации этой масштабной реформы, важно ее провести таким образом, чтобы, с одной стороны, защитить граждан, и с другой – обеспечить развитие жилищного строительства и выполнить задачи нацпроекта», — отметил он.
Парламентарий указал, что одной из задач при мониторинге исполнения принятого закона о публично-правовой компании по защите прав дольщиков при банкротстве застройщиков было выяснение, начала ли работать эта реформа.
«Когда мы законом вводили в действие публично-правовую компанию, это была настоящая революция, поскольку многие годы не было механизма, при котором государство гарантировало гражданам защиту их средств, направленных на долевое строительство», — напомнил он.
«Принятием этого закона мы создали единую информационную систему жилищного строительства, ввели норму, которая прекратила практику «котлового» метода сбора средств дольщиков, обособили деятельность застройщиков, а также установили к ним дополнительные требования, в том числе ужесточили финансовые требования, что, конечно, вызвало у них определенный дискомфорт», — продолжил депутат. При этом Николаев сообщил, что эти новые финансовые требования уже действует. «Переход на новую систему использования эскроу-счетов и проектного финансирования работает, целый ряд застройщиков заключили соглашения с банками, уже начали реализацию новых проектов по новому механизму с эксроу-счетами», — пояснил он.
Парламентарий считает, что нужно изменить норму, согласно которой застройщик должен иметь не менее трех лет опыта участия в строительстве многоквартирных домов и общую площадь построенного жилья не менее 10 тыс. м2. «Это слишком большие застройщики. Мы видим, что эта норма сейчас уже вызывает ограничения в деятельности застройщика, особенно в регионах. Ее нужно менять, чтобы допускать большее количество застройщиков для поддержания жилищного строительства в регионах», — считает депутат.
В итоговой резолюции участники заседания рекомендовали Правительству «принять меры к сокращению сроков разработки и утверждения нормативно-правовых актов федерального уровня, необходимых для применения вновь принимаемых изменений законодательства о долевом строительстве», а Счетной палате — предусмотреть осуществление контроля на постоянной основе в отношении публично-правовой компании «Фонда защиты прав граждан – участников долевого строительства».
Применение закона о «лесной амнистии»
При рассмотрении итогов мониторинга применения закона о «лесной амнистии», касающегося устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель Николай Николаев отметил, что сам факт появления этого закона и процесс его исполнения демонстрируют уровень межведомственного взаимодействия как на федеральном, так и на региональном уровнях. В этой связи необходима единая информационная база о земле, чтобы избежать разночтений, возникающих вследствие разрозненности государственных информационных ресурсов. «Нужно самым серьезным образом ставить перед Правительством вопрос о создании единой геоинформационной системы. Предлагаю направить соответствующее обращение в Правительство», — заявил он.
Кроме этого, в итоговой резолюции кабмину рекомендовано совместно с Комитетом по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям «в целях недопущения незаконного изъятия земель лесного фонда при утверждении генеральных планов городских округов и поселений разработать предложения по внесению изменений в законодательство Российской Федерации, направленные на защиту земель лесного фонда от фактического их перевода в другое назначение без достаточных на то оснований».
Дополнительно в резолюцию был включен пункт о необходимости внести изменения в так называемый закон о дальневосточном гектаре из‑за того, что в состав Дальневосточного федерального округа вошли Бурятия и Забайкальский край.
«Закон о дальневосточном гектаре не будет работать в отношении этих двух субъектов – Бурятии и Забайкальского края — до тех пор, пока в него не будут внесены соответствующие изменения. Оба региона не готовы к введению на их территории программы «Дальневосточный гектар», особенно если учесть фактор необходимости охраны озера Байкала. До тех пор, пока сведения о границах прибайкальских особо охраняемых природных территорий, территории Байкала как памятника всемирного природного наследия ЮНЕСКО не будут внесены в ЕГРН, включать эти два региона в программу дальневосточного гектара мы не можем, иначе будут непредсказуемые последствия», — подчеркнул Николай Николаев.
Закон «О недрах» не работает
Также был рассмотрен вопрос исполнения закона «О недрах» в части, касающейся упрощения порядка предоставления права пользования участками недр местного значения для разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых для выполнения работ по строительству или ремонту автомобильных дорог общего пользования.
Как подчеркнул Николай Николаев, этот закон «категорически не работает». По его мнению, «причины неисполнения закона заключаются в том, что, во‑первых, в некоторых регионах руководство не заинтересовано в снижении стоимости строительства дорог, а во‑вторых, со стороны Правительства РФ нет четких разъяснений регионам, о том, как эффективно применять нормы данного закона».
Участники заседания приняли решение направить в Правительство обращение о необходимости подготовки в кратчайшие сроки рекомендаций о порядке применения норм закона о недрах. В итоговой резолюции они также обращаются к кабмину с просьбой учесть предложения по упрощению процедур и сокращению сроков, в том числе в выполнении и согласовании технических проектов разработки месторождения и оформления документации, необходимой для получения разрешений на разведку и добычу общераспространенных полезных ископаемых.