Владимир Гутенев: для отечественного радиоэлектронного комплекса чрезвычайно важна диверсификация

Об этом Первый заместитель Председателя Комитета по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству заявил в ходе заседания Экспертного совета по развитию электронной и радиоэлектронной промышленности. Темой мероприятия стала нормативно-правовая поддержка отечественных производителей радиоэлектронной продукции
Заседание Экспертного совета по развитию электронной и радиоэлектронной промышленности при Комитете по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству

Заседание Экспертного совета по развитию электронной и радиоэлектронной промышленности при Комитете по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству состоялось 3 декабря в Государственной Думе при поддержке Координационного совета разработчиков и производителей радиоэлектронной аппаратуры, электронной компонентной базы и продукции машиностроения Союза машиностроителей России.

Первый заместитель Председателя Комитета по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству Владимир Гутенев Гутенев Владимир Владимирович Гутенев
Владимир Владимирович
Депутат Государственной Думы избран в составе федерального списка кандидатов, выдвинутого Всероссийской политической партией «ЕДИНАЯ РОССИЯ»
подчеркнул, что задачи диверсификации чрезвычайно важны для отечественного радиоэлектронного комплекса. 

Он также полагает, что электронная компонентная база обеспечивает устойчивость работы множества смежных отраслей, в частности, космической отрасли, в которой существуют серьезные проблемы.

«Для нас очень важно сформировать такие предложения, которые мы могли бы при взаимодействии с Минпромторгом России реализовать на уровне федерального Правительства, поскольку от тех преференций, которые получит отечественный производитель, зависят перспективы развития отрасли», – заявил Владимир Гутенев, открывая заседание.

Директор Департамента радиоэлектронной промышленности Министерства промышленности и торговли РФ Сергей Хохлов считает, что государственная поддержка должна оказываться исключительно производствам, имеющим статус отечественного производства, либо продукции, отнесенной к продукции российского происхождения. 

Департамент радиоэлектронной промышленности сейчас прорабатывает корректировки Постановления Правительства № 968, регулирующего ограничение, запрет доступа товаров радиоэлектронной промышленности для нужд государственных заказчиков в части создания межведомственного реестра радиоэлектронной аппаратуры. 

К данной работе планируется привлечь Министерство связи и массовых коммуникаций.

Говоря о ситуации с телеком- и IT-оборудованием для органов государственной власти, генеральный директор Национального Центра Информатизации Ростех Константин Солодухин сообщил, что Минпромторг поддержал их предложения и занимается созданием номенклатуры того оборудования, которое используется сегодня для создания решений критически важной информационной инфраструктуры. Такая инфраструктура «сегодня должна строиться на отечественном оборудовании или на оборудовании, которое в перспективе будет локализовано на территории Российской Федерации», уверен он. Кроме того, Центр выступал с предложение введения прямого запрета на использование импортного оборудования для создания этой критически важной информационной инфраструктуры. «Это запрет для прямых поставок западными вендорами своего оборудования для создания таких решений на территории Российской Федерации», – отметил Константин Солодухин. Это означает, что те предприятия, которые имеют долгосрочные отношения с западными вендорами, могут выстраивать их сегодня на примере так называемых ОЕМ («оригинальный производитель оборудования») – соглашений. 

Но ОЕМ-соглашения, где вендором в действительности выступает отечественное предприятие, должны сопровождаться понятным и утвержденным на уровне Минпромторга планом по локализации данного оборудования на территории РФ. 

Еще одно предложение касалось возможного введения неких преференций для предприятий оборонно-промышленного комплекса, которые сегодня работают и могут производить оборудование, которое может применяться для критически важной информационной инфраструктуры. Нужно ввести для них такую же преференцию при закупках, которая сегодня существует для малых и средних предприятий, то есть некий процент, который обязан быть реализован при закупке по № 44-ФЗ и по № 223-ФЗ. Константин Солодухин добавил, что будет нужно внести изменения в эти федеральные законы.

Одной из существенных мер поддержки производителей радиоэлектронной продукции может стать ужесточение ответственности для тех государственных и унитарных предприятий, кто в нарушение действующих правовых норм предпочитает закупку импортного оборудования и технологий для объектов критической инфраструктуры. 

Этой теме посвятила свое выступление Президент Ассоциации производителей электронной аппаратуры и приборов, заместитель руководителя рабочей группы по нормативно-правовому регулированию Координационного совета Светлана Аппалонова. В этой связи она предложила дополнить статью 7.32 Кодекса об административных правонарушениях нормой о повторном нарушении нормативных актов, определяющих преференции российскому оборудованию. Кроме того, она попросила законодателей расширить в части 11 статьи 3 Федерального закона №223-ФЗ перечень лиц, которые имеют право на обжалование после совершения закупки, и установить там же обязанность расторжения договора, возврата денег и возмещения ущерба в случае нарушения нормативных актов, определяющих преференции отечественного производителя или прямой запрет на использование зарубежного оборудования.

Сергей Сахненко, в свою очередь, высказал точку зрения, что ввоз технологий и оборудования из‑за рубежа имеет две стороны одной медали: «с одной стороны, мы можем ввести ограничения на все, и тогда наши граждане, общество, государство «провиснет» в передовых технологиях, и мы с вами вернемся в доисторический век, с другой стороны, если мы не будем регулировать эти процессы, то в результате у нас не останется своей промышленности». По его мнению, крайне важно соблюсти этот баланс.

Подводя итоги, Владимир Гутенев обозначил пути реализации изложенных на заседании инициатив, предложив разделить их на два потока: с одной стороны, часть предложений в рамках резолюции будут направлены в Правительство, а те предложения, которые ведут к изменению существующего законодательства, изначально будут направлены в Главное правовое управление Администрации Президента, чтобы рекомендации по поводу их дальнейшей разработки.