Министр природных ресурсов и экологии РФ Дмитрий Кобылкин подчеркнул,
что задача обеспечения высоких стандартов экологического благополучия является
приоритетом государства. Основы государственной политики в области экологического
развития России до 2030 года, утвержденные Указом Президента в 2012 году, получили
свое развитие в «майском» Указе и национальном проекте «Экология».
Министр отметил, что уровень антропогенного воздействия на природу остается очень высоким: объем стоков, сбрасываемых в поверхностные воды без достаточной очистки – порядка 30%.
Он сообщил, что с 2012 года совместно с бизнесом реализовано 64 инвестпроекта на общую сумму свыше 58 млрд рублей. «Это привело к сокращению сбросов загрязненных сточных вод. Ситуация меняется, но не так быстро, как хотелось бы. Затратность не позволяет значительно нарастить темпы», — сказал Дмитрий Кобылкин.
«Управление отходами – еще одна накопленная проблема. Переработка остается минимальной, условия хранения не соответствуют требованиям экологической безопасности, наличие мощностей ежегодно сокращается», — констатировал Министр.
Говоря о лесовосстановлении, Дмитрий Кобылкин заявил, что «в этом году удалось остановить негативную тенденцию выбытия зеленых фондов, но еще предстоит приложить немало сил».
Ключевым результатом совместной работы Министерства и Государственной Думы, по его мнению, в текущем году стало утверждение национального проекта «Экология», который включает 11 федпроектов по пяти направлениям.
«Одна из основных задач, стоящих перед Министерством, является создание выверенной, комплексной политики действий по обращению с отходами – от промышленных до коммунальных», — уверен он.
Дмитрий Кобылкин добавил, что при активном участии депутатов ГД за последние годы сформирована нормативная база вовлечения отходов в хозяйственный оборот, введены новые институты расширенной ответственности производителей, а также региональных операторов.
«Совершенствование системы обращения с отходами требует объединения усилий всех ветвей власти», — подчеркнул он.
Для реализации этой реформы предлагается для всех субъектов зафиксировать до 2024 года размер платы за негативное воздействие на окружающую среду на уровне 2018 года, установить меры стимулирования региональных операторов, разработать механизм по включению в госреестр полигонов, эксплуатация которых началась до принятия закона об отходах. Осуществить контроль над недопущением двойной оплаты тарифа.
«Эти меры, принятые на федеральном уровне, позволят регионам ограничить рост тарифов на услуги по обращению с ТКО», — считает Дмитрий Кобылкин.
За счет этого планируется, что к 2024 году доля ТКО, направленных на утилизацию в общем объеме достигнет 36%, доля ТКО, направленных на обработку – 60%.
Предстоит провести рекультивацию 191 несанкционированной свалки в границах городов, ликвидировать не менее 75 опасных объектов накопленного экологического вреда.
«В целом проведение реформы позволит улучшить экологическую ситуацию в муниципалитетах», — резюмировал он.
О возможных рисках
Аудитор Счетной палаты Алексей Каульбарс подчеркнул, что нацпроект «Экология» станет ключевым документом в сфере экологического развития страны. В его состав входит 11 федеральных проектов, шесть из которых будут реализовываться в рамках госпрограммы «Охрана окружающей среды».
«Успешная реализация данных проектов должна обеспечить решение экологических проблем, о которых идет речь в Указе Президента о национальных целях», — сказал Алексей Каульбарс.
В ходе выступления он рассказал о рисках, которые могут проявиться при реализации этих проектов. В частности, он сообщил, что до 2024 года более 80% финансирования нацпроекта планируется осуществить за счет внебюджетных средств, однако обоснования объема таких средств как в проекте, так и в материалах к нему отсутствуют, а конкретные механизмы привлечения этих средств не определены. Аудитор СП отметил, что это существенный риск для достижения целей.
Кроме того, говоря о системе показателей, которые должны характеризовать эффективность исполнения нацпроекта, он указал, что в паспорте проекта нет методик их расчета, а в соответствии с положением об организации проектной деятельности они должны быть частью паспорта проекта.
«По нашему мнению, это может привести к тому, что оценка результатов, как минимум первого года реализации проекта, может оказаться не вполне обоснованной», — заявил Алексей Каульбарс. Также данное обстоятельство может не позволить в должной мере оценивать эффективность деятельности органов исполнительной власти. Такая ситуация сложилась из‑за того, что положение об организации проектной деятельности было принято после утверждения паспорта проекта.
Он также рассказал о результатах проверки реализации ФЦП «Охрана озера Байкал». Анализ показал, что запланированные в рамках ФЦП работы практически полностью выполнены, выделенные средства израсходованы, а «риски недостижения установленных целей все равно следует оценивать как высокие». Так, особое внимание в рамках проверки было уделено ситуации, сложившейся с ликвидацией последствий деятельности Байкальского целлюлозно-бумажного комбината в Иркутской области. С 2013 года на эти цели выделено 4,2 млрд рублей, однако реализация мероприятий так и не начата, 90% выделенных средств возвращены в федбюджет, а разработанный в 2013 году проект нуждается в доработке и сегодня использован быть не может.
«Надеюсь, что наши замечания и предложения будут учтены в ходе реализации национального проекта», — заключил Алексей Каульбарс.