В соответствии с законом, для тех самозанятых,
кто оказывает услуги или продает товары физическим лицам, налоговая ставка составит 4%, а для тех, кто оказывает
услуги юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям, — 6%. Уплата налогов будет осуществляться
по упрощенной процедуре — для регистрации нужно будет скачать мобильное приложение Федеральной налоговой службы «Мой
налог». Отчисление налога необходимо делать ежемесячно не позднее 25-го
числа.
Специальный режим пока коснется четырех субъектов Федерации – Москвы, Московской области, Калужской области и Республики Татарстан. Продлится налоговый эксперимент 10 лет – с 1 января 2019 года по 31 декабря 2028 года.
Однако читатели официального сайта
Государственной Думы задают многочисленные вопросы о том, как будет работать и кого именно коснется новый
закон. По их просьбе на наиболее часто поступающие в адрес Редакции вопросы
отвечает Председатель Комитета по бюджету и налогам Андрей Макаров
Макаров
Андрей Михайлович
Депутат Государственной Думы избран в составе федерального списка кандидатов, выдвинутого Всероссийской политической партией «ЕДИНАЯ РОССИЯ»
– соавтор нового
закона.
Кого именно можно считать самозанятым? Определены ли в законе конкретные виды деятельности?
Самозанятые — это лица, у которых нет работодателя и у которых нет наемных работников, то есть это граждане, получающие доход от своей личной трудовой деятельности.
Кроме того, их максимальный доход не должен превышать 2,4 млн рублей в год (200 тыс. рублей в месяц).
Действуют и несколько других ограничений: скажем, нельзя воспользоваться данным налоговым режимом, если ты торгуешь подакцизными товарами, например, алкоголем или бензином. Это также не смогут быть, например, нотариусы, арбитражные управляющие, адвокаты, поскольку их деятельность регулируется отдельными законами.
Будут ли являться самозанятыми граждане, оказывающие разовую помощь, например, на садовом участке (вскопать, убрать и т. д.)? Регулируются ли законом разовые или периодические услуги?
Нет, здесь нужно в первую очередь подходить с точки зрения здравого смысла: например, налог не станут взимать с того, кто помог вскопать соседу грядку, но если человек на регулярной основе занимается тем, что вспахивает грядки и зарабатывает этим, мы данным законом даем возможность самому легализоваться.
Подчеркну, это закон, который предоставляет право, а не налагает обязанности.
Этот закон также не устанавливает никаких дополнительных налоговых проверок или возможности кого‑то поймать за неуплату налогов. Напомню, что ответственность за уклонение от уплаты налогов и так есть в российском законодательстве – вплоть до уголовной. И данным законом мы просто даем людям еще одну удобную возможность выполнять свою конституционную обязанность — платить установленные законом налоги и сборы.
Может ли ИП перерегистрироваться в самозанятого, чтобы платить меньший налог?
Безусловно, может.
Однако у тех людей, которые на сегодняшний день уже являются индивидуальными предпринимателями, режим налогообложения также достаточно выгодный и имеет и свои плюсы, и свои минусы. Потому что, скажем, на сегодняшний день ставка налога 6%, но в каких‑то случаях она может уменьшаться до 1%.
Данный закон направлен на то, чтобы из «серой зоны» имели возможность выйти именно те люди, которые никак не зарегистрированы. Но любой человек, если он сочтет для себя данный режим более выгодным, сможет им воспользоваться – у людей должны быть равные возможности.
Смогут ли самозанятые получать справки о доходах для приобретения государственных гарантий и льгот?
Да, конечно. Любой гражданин может обратиться в налоговую и получить справку о том, какие налоги он заплатил и какой доход получил.
В бюджет какого уровня пойдут эти зачисления? На что пойдут вырученные средства?
В законе прописано, что средства будут зачисляться в региональный бюджет по месту осуществления деятельности. Это связано с тем, что эксперимент будет проводиться в четырех регионах – Москве, Московской области, Калужской области и Республике Татарстан. Регионы получают возможность распределить эти средства и направить часть этих доходов в муниципалитеты.
И это очень важно для регионов. Потому что сегодня регионы за неработающее население осуществляют платежи в Фонд обязательного медицинского страхования. Как только человек выходит из «серой» зоны, 1,5% от уплаченного им налога будут зачисляться в ФОМС, и регион за него платить в ФОМС уже не будет.
В свою очередь, если человек самозанятый и осуществляет свою деятельность в нескольких регионах, то он сам будет в праве решить, в каком именно регионе ему удобнее зарегистрироваться, во всех регионах регистрироваться не надо.
Еще одно преимущество – уплату налога человеку не придется делать несколькими платежками: что‑то в ФОМС, а что‑то в бюджет. Будет действовать упрощенная система уплаты.
Но хотелось бы подчеркнуть еще один важный момент, чтобы не возникало вопросов, что государство может людей обмануть – люди зарегистрируются, а государство потом поднимет ставки.
Это уникальное решение, такого не было в нашем налоговом законодательстве: в законе прописано, что неухудшение его условий законом гарантировано на 10 лет.
Не могут вноситься никакие изменения, ухудшающие положения плательщика, ни с точки зрения ставки, ни с точки уровня дохода.