Ольга Савастьянова: целевые показатели госпрограммы «Развитие образования» должны быть понятны и измеримы

В ходе выступления на «правительственном часе» с участием Министра просвещения Ольги Васильевой, Председатель Комитета по контролю и Регламенту представила результаты парламентского контроля за исполнением государственной программы
Председатель Комитета по контролю и Регламенту Ольга Савастьянова
Председатель Комитета по контролю и Регламенту Ольга Савастьянова

Ольга Савастьянова Савастьянова Ольга Викторовна Савастьянова
Ольга Викторовна
Руководитель Секретариата Председателя Государственной Думы ФС РФ
напомнила, что в 2016 году было принято Постановление ГД об обязательности предоставления Счетной палатой РФ информации о ходе исполнения госпрограмм и эффективности расходования бюджетных средств.

По ее словам, на сегодняшний день «видимы и ощутимы» определенные результаты, которые удалось достичь. Это и строительство новых школ и детских садов, соответствующих современным требованиям; и активное внедрение информационных и цифровых технологий в образовательный процесс; и развитие сети детских технопарков «Кванториум», в которых занимаются уже порядка 45 тысяч детей. 

«Нас радует, что сегодня каждый регион выстраивает модельный проект по поддержке одаренных и творческих детей», – сказала парламентарий.

Вместе с тем, продолжила Ольга Савастьянова, проведенный анализ дает основания для беспокойства. Эти замечания Министерству необходимо учесть в дальнейшей работе по национальному проекту.

В частности, система целевых показателей госпрограммы фактически не позволяет оценить эффективность проводимой работы, не отражает итоги этой работы по результатам. «У нас есть такой показатель как охваченность детей дополнительным образованием. Но мы с вами не понимаем, каким образом это влияет на развитие потенциала наших детей. Мы сегодня услышали очень много цифр: 100 тысяч новых ученических мест, в том числе 25 тысяч в сельской местности, 100 центров опережающего развития, 500 тысяч преподавателей, которые будут переподготовлены […] Но, по большому счету, эти количественные цифры нам с вами ни о чем не говорят, потому что они не отвечают на самые главные вопросы: какова реальная потребность и что в итоге будет достигнуто и реализовано? Каким образом этот качественный результат мы с вами можем оценить?», – заявила Ольга Савастьянова.

«Сегодня очень большие изменения планируются в системе аттестации педагогических кадров. Мы здесь видим, что фактически фундаментальным образом меняется система оценки и планируется ввести совершенно новую градацию, и это беспокоит с точки зрения обоснованности тех задач, которые непосредственно поставлены», – констатировала депутат.

Еще одно замечание: бюджетные показатели, утвержденные в паспорте нацпроекта, не соответствуют показателям, представленным непосредственно в самом проекте.

По ее словам, есть много вопросов, связанных в том числе с финансированием, потому что «тот объем финансирования, который запланирован, не позволяет в полной мере реализовать эти [поставленные] задачи».

По итогам проведенного мониторинга Комитет по контролю и Регламенту предложил внести изменения как в те мероприятия, которые были бы понятны с точки зрения возможности достижения этих задач, так и непосредственно в те показатели, которые также были бы понятны и измеримы. Ольга Савастьянова отметила, что подготовлены предложения в план Счетной палаты о проведении в течение года постоянных мониторингов по решению данных вопросов, и в Комитете эти программы будут находиться на контроле.