В Государственной Думе обсудили перспективы развития круизного судоходства в высоких широтах

Первый заместитель Председателя Комитета по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству Владимир Гутенев отметил важность развития арктического туризма и обозначил меры поддержки судостроительной отрасли
Совместное заседание Экспертного совета при Комитете ГД по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству по развитию судостроительной промышленности и морской техники и Комитета по судостроительной промышленности и морской технике Союза машиностроителей России на тему «Перспективы развития круизного судоходства в высоких широтах»

В Государственной Думе прошло совместное заседание Экспертного совета при Комитете ГД по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству по развитию судостроительной промышленности и морской техники и Комитета по судостроительной промышленности и морской технике Союза машиностроителей России на тему «Перспективы развития круизного судоходства в высоких широтах». Модераторами выступили Председатель Экспертного совета по развитию судостроительной промышленности и морской техники, Председатель Комитета по судостроительной промышленности и морской технике Союза машиностроителей России, Президент ОСК Алексей Рахманов и Координатор Экспертного совета, Первый заместитель Председателя Комитета по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству, Первый вице-президент Союза машиностроителей России Владимир Гутенев Гутенев Владимир Владимирович Гутенев
Владимир Владимирович
Депутат Государственной Думы избран в составе федерального списка кандидатов, выдвинутого Всероссийской политической партией «ЕДИНАЯ РОССИЯ»
.

Он отметил важность такого перспективного направления, как арктический туризм, обозначив меры по поддержке судостроительной отрасли. Так, в целях реализации проекта лизинга гражданских судов можно рассмотреть учреждение взноса в уставной капитал ОСК, а также выделение субсидии на строительство крупнотоннажных судов. 

Владимир Гутенев призвал оказывать поддержку Балтийскому, Выборгскому, Амурскому и Хабаровскому судостроительным заводам, которые способны строить корабли ледового класса.

Алексей Рахманов обозначил перспективность и финансовую выгоду арктического туризма: «Отдельной тенденцией станет повышенный спрос на экспедиционные круизы, в том числе в Арктику. И мы уже видим, что этот сегмент растет быстрее остального круизного рынка, места заканчиваются еще за полгода до отправления».

Помимо экономической выгоды развития арктического круизного туризма Алексей Рахманов отметил, что у ОСК имеются известные всему миру компетенции в строительстве ледокольного флота, а предприятия корпорации строят ледокольные суда как по заказу частных транспортных и добывающих компаний, так и по заказу ВМФ. Также имеются проектные наработки по теме арктического круизного лайнера. Президент ОСК заявил, что не сомневается «в перспективности и значимости темы арктических круизов для нашей страны. Уверен, что найдутся и заказчики судов для подобных круизов».

Смотрите также

Начальник управления государственных туристических проектов и безопасности туризма Федерального агентства по туризму Евгений Куделя отметил важность развития инфраструктуры как для обычного, так и для арктического круизного туризма. По его словам, для развития круизного туризма необходима портовая инфраструктура, пассажирские терминалы и причалы, которые смогут принимать суда более 200–300 метров.

Вице-президент по техническому развитию ОСК Дмитрий Колодяжный отметил, что в России в последние годы возобновилось строительство судов на отечественных верфях. Условия для привлечения инвестиций в развитие круизного судоходства создает Минпромторг, внедряя технические проекты крупно-блочного строительства и модульных конструкций.

Заместитель руководителя Администрации морских портов Приморского края и Восточной Арктики Виталий Клюев сосредоточил внимание участников заседания на проблемах туризма в северных широтах. Одной из них, по его мнению, является отсутствие определения термина «маршрут» в законодательстве РФ, в котором обязательно должна учитываться возможность отклонения из‑за природных условий и льдов. Проблема особенно актуальна для российских судов, так как пограничный режим не позволяет им отклоняться от маршрута, в то время как это правило не распространяется на суда под иностранным флагом. 

Еще одна проблема — неоднозначная трактовка возможности схода на берег пассажиров туристических судов, следующих по северным маршрутам. Без схода на берег привлекательность туров снижается на 70–80%.

Илья Пантелеев, директор Департамента маркетинга и продаж ОСК отметил наличие концепции развития арктического туризма, которая предусматривает создание арктических круизных судов с пассажировместимостью от 100 до 300 человек. Экономика таких судов, по его мнению, наиболее оптимальна. Он дал краткое описание проектов судов ледокольного класса, которые будут построены ОСК, подчеркнув, что верфи Корпорации готовы и способны производить корабли ледокольного класса любой сложности для выполнения любых задач. При этом Пантелеев отметил, что в сфере арктического туризма отечественные корабли пока что уступают кораблям США, Норвегии и Франции. «Однако наша промышленность способна ликвидировать отставание в этой сфере», — заключил Илья Пантелеев.