В Государственной Думе обсудили основные направления работы Фонда сохранения и изучения родных языков

В рамках парламентских слушаний «Языковое многообразие Российской Федерации: состояние и перспективы» Председатель Комитета по делам национальностей Ильдар Гильмутдинов подчеркнул, что в деле сохранения и развития языков народов России нужен комплексный подход, и важны не только вопросы образования
Парламентские слушания на тему «Языковое многообразие Российской Федерации: состояние и перспективы»

Открывая слушания, Председатель Комитета по делам национальностей Ильдар Гильмутдинов Гильмутдинов Ильдар Ирекович Гильмутдинов
Ильдар Ирекович
Депутат Государственной Думы избран по избирательному округу № 27 (Московский – Республика Татарстан (Татарстан))
 отметил, что в деле сохранения и развития языков народов России требуется комплексный подход. «Важны не только вопросы образования. Мы должны посмотреть, все ли мы делаем в области культуры, правильно ли работаем с родителями, как организована работа государственных и муниципальных учреждений. Это большая и важная работа», – заявил он.

Смотрите также

По словам Председателя Комитета по образованию и науке Вячеслава Никонова Никонов Вячеслав Алексеевич Никонов
Вячеслав Алексеевич
Депутат Государственной Думы избран в составе федерального списка кандидатов, выдвинутого Всероссийской политической партией «ЕДИНАЯ РОССИЯ»
, внимание к культурному многообразию нашей страны, многоязычию, мультиэтничности, поликонфессиональности всегда было сильной стороной нашего государства. При этом в сфере изучения и преподавания языков народов России накопилось множество проблем, решением которых займется созданный Фонд сохранения и изучения родных языков народов РФ.

«Ни в одной стране не создаются такие условия для изучения и преподавания языков, как в нашей. Но в этой сфере накопилось множество проблем, мы их увидели в полной мере в ходе работы над законопроектом об изучении родных языков», – заявил парламентарий.

Вячеслав Никонов напомнил, что депутаты, принимая законопроект об изучении родных языков в первом чтении, одновременно проголосовали за принятие развернутого постановления ГД, в котором, в числе прочего, содержалось предложение о создании Фонда. Он перечислил основные направления, «по которым надо принимать серьезные решения».

1 из 13
Председатель Комитета по делам национальностей Ильдар Гильмутдинов
Парламентские слушания на тему «Языковое многообразие Российской Федерации: состояние и перспективы»
Первый заместитель Председателя Комитета по делам национальностей Валерий Рашкин
Первый заместитель Председателя Комитета по охране здоровья Федот Тумусов
Заместитель Председателя научно-экспертного совета ВЦИОМ Иосиф Дискин
Председатель Комитета по делам национальностей Ильдар Гильмутдинов
Парламентские слушания на тему «Языковое многообразие Российской Федерации: состояние и перспективы»
Член Комитета по делам национальностей Зугура Рахматуллина
Председатель Комитета по делам национальностей Ильдар Гильмутдинов
Парламентские слушания на тему «Языковое многообразие Российской Федерации: состояние и перспективы»
Председатель Комитета по делам национальностей Ильдар Гильмутдинов
Заместитель Министра просвещения РФ Татьяна Синюгина
Председатель Комитета по образованию и науке Вячеслав Никонов
Председатель Комитета по делам национальностей Ильдар Гильмутдинов
 
Первый заместитель Председателя Комитета по делам национальностей Валерий Рашкин
Первый заместитель Председателя Комитета по охране здоровья Федот Тумусов
Заместитель Председателя научно-экспертного совета ВЦИОМ Иосиф Дискин
Председатель Комитета по делам национальностей Ильдар Гильмутдинов
 
Член Комитета по делам национальностей Зугура Рахматуллина
Председатель Комитета по делам национальностей Ильдар Гильмутдинов
 
Председатель Комитета по делам национальностей Ильдар Гильмутдинов
Заместитель Министра просвещения РФ Татьяна Синюгина
Председатель Комитета по образованию и науке Вячеслав Никонов

«Первое – это учебники и учебные пособия, существующие в большом количестве, написанные в инициативном порядке. Но если мы заглянем в федеральный перечень учебников, то обнаружим там учебники лишь по шести языкам», – отметил глава Комитета. Вторая большая проблема – это образовательные стандарты, примерные образовательные программы. «Если мы посмотрим, сколько программ утверждены министерством, то окажется, что всего по 13 языкам», — сказал Вячеслав Никонов. Следующий круг вопросов связан с подготовкой кадров — их не хватает, это всем известно. «И, наконец, должна быть полноценная научная филологическая база. И подготовка учебников, и подготовка стандартов и примерных образовательных программ, и подготовка кадров – для этого всего необходима, прежде всего, большая наука, которая в последнее время пребывала не в самом лучшем состоянии», — заявил парламентарий.

По словам Вячеслава Никонова, Фонд будет работать над вопросами, связанными с подготовкой учебников и пособий, примерных образовательных программ, кадров, поддержкой науки. 

«Я считаю, что это важнейшее решение, и оно действительно должно помочь нам сдвинуть с места решение тех проблем, которые нас всех волнуют. Совместными усилиями мы можем сделать так, чтобы каждый язык нашей страны продолжал жить и развиваться. Чтобы развивалась национальная литература, языкознание, исследования в области лингвистики, фонетики и так далее. Все то, что необходимо для полноценного функционирования нашей страны с учетом того, что каждый из тех 170 языков, которые используются в нашей стране, является достоянием не только того народа, который на нем говорит, не только Российской Федерации, но и всей мировой цивилизации в целом», – заключил глава Комитета по образованию и науке.

Ильдар Гильмутдинов напомнил, что в постановлении ГД также говорится о необходимости разработки нового поколения ФГОС по изучению родных языков. 

«Мы ждем от Министерства просвещения новое поколение учебных программ по родным языкам, в том числе по государственным языкам республик», – обратился Ильдар Гильмутдинов к представителям ведомства.

В том же постановлении говорится, что должна быть разработана концепция изучения родных языков. «У нас всего по семи языкам есть учебники. По остальным утвержденных и прошедших федеральную экспертизу учебников нет. Некоторые учебники годами не могут пройти экспертизу. Например, по удмуртскому языку. Нужно немедленно принять меры, чтобы сделать экспертизу и включить эти учебники в реестр», – отметил депутат.

Смотрите также

Он выразил надежду, что Фонд поможет регионам решить все перечисленные проблемы, в первую очередь с учебниками.

Одним из основных направлений работы Фонда будет поддержка и сохранение языков коренных и малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, подчеркнул Ильдар Гильмутдинов. Также планируется развивать электронное обучение. «В рамках Фонда мы постараемся найти такой механизм. В ряде субъектов уже есть интересные программы и проекты, которые предлагают изучение родных языков посредством интернета. Мы должны этот вопрос проработать на примере национальных республик, в том числе Татарстана», – сказал глава Комитета по делам национальностей.

Отдельный вопрос – создание системы мотивации для учеников и родителей к изучению родных языков. «Это могут быть и дополнительные баллы в вузах, и поощрение учителей, чьи методики эффективны, и восстановление всероссийских олимпиад по родным языкам», — считает он.

Смотрите также

Накануне Президент России Владимир Путин подписал Указ «О создании Фонда сохранения и изучения родных языков народов Российской Федерации». Документ принят «в целях создания условий для сохранения и изучения родных языков народов РФ, являющихся национальным достоянием и историко-культурным наследием Российского государства». Учредители Фонда — Министерство просвещения и Федеральное агентство по делам национальностей. В течение трех месяцев должен быть утвержден устав Фонда и состав его правления.

Парламентские слушания на тему «Языковое многообразие Российской Федерации: состояние и перспективы»