Совершенствование системы целевого
обучения, поддержка вузов в регионах, качество подготовки абитуриентов, проблемы трудоустройства
выпускников, создание условий для удержания в стране талантливых специалистов,
необходимость учета профильными министерствами результатов отечественного
глобального рейтинга «Три миссии
университета» – эти вопросы оказались в центре внимания в ходе заседания
внутрифракционной группы фракции «Единая Россия» под руководством Первого
заместителя руководителя фракции Адальби Шхагошева
Шхагошев
Адальби Люлевич
Депутат Государственной Думы избран по избирательному округу № 14 (Кабардино-Балкарский – Кабардино-Балкарская Республика)
с участием ректора Московского государственного университета им. М.В.
Ломоносова (МГУ) Виктора Садовничего.
Встреча состоялась в среду, 19 сентября.
«Это традиционная встреча депутатов ГД с экспертами в сфере образования. Разговор с ними для нас очень важен, поскольку законодателям необходимо слышать голос не только представителей различных министерств, ведомств, но и тех людей, которые давно и эффективно работают в системе образования, хорошо знают ее изнутри, – рассказал по итогам заседания Адальби Шхагошев. – Если говорить про МГУ, то это, конечно, их связь с регионами, что очень интересует наших депутатов».
По словам парламентария, в центре внимания в ходе дискуссии оказались законы, которые уже приняты, но применение которых на практике вызвало множество вопросов.
«Например, мы говорили о совершенствовании системы целевого обучения. Сейчас распространены ситуации, когда регионы, нуждаясь в тех или иных специалистах, направляют студентов на обучение, но в результате не получают квалифицированные кадры. Мы обсудили с ректором МГУ, что нужно сделать, чтобы система целевого набора работала эффективно», – сообщил Адальби Шхагошев.
Первые шаги, напомнил парламентарий, в данном направлении уже делаются. В марте ГД был рассмотрен в первом чтении законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» в части совершенствования целевого обучения», которым, в частности, вводится норма, обязывающая студента-целевика после выпуска отработать не менее трех лет на предприятии, определенном договором. Согласно законопроекту, подготовленному в Минобрнауки, понятие целевого приема трансформируется в понятие приема на целевое обучение.
По словам Виктора Садовничего, в ходе встречи речь также шла о том, как сделать так, чтобы молодые талантливые люди оставались работать у нас в стране: «Говорили о социальных гарантиях, о том, какой должна быть государственная политика в сфере образования».
Ректор МГУ призвал Министерство просвещения и Министерство науки и высшего образования учитывать в своей деятельности данные первого международного рейтинга «Три миссии университета», составленного российскими экспертами. Например, при аккредитации, при отнесении университета к той или иной категории успешности и так далее. Он попросил депутатов поддержать эту идею. «Мы говорили о рейтингах университетов и о том, как они должны работать на нашу систему образования. Отечественный рейтинг «Три миссии университета», на наш взгляд, более широко смотрит на нашу систему образования, региональную составляющую этой системы, роль региональных университетов», – считает Виктор Садовничий.
По словам Адальби Шхагошева, сейчас весьма сложно разобраться в многочисленных существующих рейтингах, и сумятицу внесли изначально в это дело коммерческие структуры, которые занимались рейтингованием учебных заведений в 90-е годы. «Прозвучавшее предложение обратить внимание на отечественный рейтинг считаем важным, может, следует в законодательное русло вывести этот вопрос», – сказал депутат.
Что касается целевого обучения, то, по мнению ректора МГУ, очень важно сделать его частью системы поствузовского распределения молодых специалистов, «чтобы они могли достойно, с поддержкой, стипендиями учиться, а затем реализовать свой талант и приобретенные знания».
«Эта встреча создала правильное настроение, когда мы все прониклись идеей, что будущее нашей страны – в системе образования, фундаментального образования, которое необходимо всячески поддерживать», – резюмировал Виктор Садовничий.
Адальби Шхагошев сообщил, что принято решение о создании рабочих групп по разным направлениям. «Это поможет нам при подготовке законопроектов в сфере образования, в том числе касающихся целевого приема», – сказал Первый заместитель руководителя фракции.