Выступление Вячеслава Володина на открытии осенней сессии Государственной Думы

Председатель ГД выступил на первом пленарном заседании осенней сессии
Председатель Государственной Думы Вячеслав Володин
Председатель Государственной Думы Вячеслав Володин

Уважаемые коллеги!

Прежде чем мы будем говорить о планах на осеннюю сессию, давайте поздравим будущих депутатов, тех, кто к нам присоединится на следующей неделе. У нас состоялись довыборы по семи одномандатным округам. Вы знаете, что представители «Единой России», ЛДПР, КПРФ избраны в Государственную Думу. Было бы правильно пожелать им плодотворной работы. Для нас это важно, потому что мы наконец заместили округа, которые были пустыми, и это сказывалось на взаимодействии с избирателями. Давайте поздравим наших коллег.

Коллеги!

Мы сегодня открываем пятую, осеннюю сессию. Она короткая в отличие от предыдущей. Но обещает быть насыщенной и напряженной. Вопросы, которые нам предстоит рассмотреть, говорят сами за себя.

Безусловно, прежде всего, это блок законопроектов о совершенствовании пенсионной системы.

Завтра состоится очередное заседание рабочей группы, созданной по итогам парламентско-общественных слушаний, которые мы провели 21 августа. Задача рабочей группы – во взаимодействии с Правительством, экспертным, профессиональным и деловым сообществами, профсоюзами проанализировать и обобщить поступающие поправки, которые бы улучшали закон. При этом мы понимаем, что срок завершения поправок ограничен 24 сентября.

Внесенные на прошлой неделе Президентом законодательные инициативы, по мнению всех участников рабочей группы, существенно улучшают закон, делают его менее технократичным, более социальным и справедливым.

Нам необходимо принять решения по целому комплексу вопросов наряду с проектом закона об изменении параметров пенсионной системы и ратификацией 102-й Конвенции Международной организации труда, которая устанавливает норму выплаты пенсий не менее 40% от заработной платы.

Это большая работа.

До 1 октября Правительством должен быть внесен проект закона «О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов». Было бы правильно в течение сентября, до внесения законопроекта в Государственную Думу, начать рассматривать вопрос о бюджете с участием профильных комитетов в формате нулевого чтения.

Хочу подчеркнуть, в этом году значение закона о бюджете возрастает. Он должен решать задачи, поставленные Президентом в Послании Федеральному Собранию от 1 марта 2018 года и в «майском» указе.

А это значит, что мы с вами должны в ходе рассмотрения бюджета решить вопросы: повышения реальных доходов граждан и пенсий выше уровня инфляции; роста средней продолжительности жизни; улучшения жилищных условий; ускорения технологического развития нашей страны и внедрения цифровых технологий в экономику и социальную сферу.

Для этого нам необходимо законодательно обеспечить увеличение расходов на здравоохранение, образование, науку, развитие инфраструктуры, выполнение всех социальных гарантий государства, включая обязательства по пенсионному обеспечению.

Часть решений нами уже принята в рамках реализации Послания Президента.

Первоначальный план реализации Послания Президента выполнен на 66%. 67 законопроектов нам необходимо принять в рамках реализации законодательного обеспечения Послания Президента. Мы приняли 44 законопроекта.

Из 18 находящихся на рассмотрении законопроектов 17 – приняты в первом чтении и один – во втором. Но ряд важных для развития нашей страны инициатив пока не внесен в Государственную Думу.

В частности, по ускорению темпов роста инвестиций в основной капитал с доведением их до 25% от валового внутреннего продукта и переводу хозяйственных споров из уголовной ответственности в административную и арбитражную плоскость.

Нам необходимо определить этот вопрос как приоритетный при формировании нашей повестки. Мы ожидаем от Правительства соответствующих законодательных инициатив, чтобы совместно, как можно быстрее, выйти на принятие решений.

Вы знаете, коллеги, что в этом году мы провели два выездных совещания с целью изучения правоприменительной практики и законодательного регулирования.

Посетив «Ямал СПГ» в Сабетте, члены Совета Государственной Думы имели возможность ознакомиться, как реализуются масштабные проекты в рамках государственно-частного партнерства.

А во Владимирской области на «Ковровском электромеханическом заводе» обсудили вопросы преодоления барьеров и создания условий для диверсификации предприятий оборонно-промышленного комплекса, увеличения производства высокотехнологичной продукции гражданского профиля.

Такой формат работы, основанный на получении обратной связи, показал себя эффективным.

Предлагаю в сентябре провести в Московском государственном юридическом университете им. О.Е. Кутафина выездное заседание Совета Государственной Думы с участием всех комитетов. Нам необходимо на системной основе, с использованием лучших наработок, проводить анализ правоприменительной практики.

Это позволит своевременно устранять пробелы, учитывать современные законодательные подходы.

Говоря о повышении качества законотворчества, правильно еще раз изучить вопрос процедуры рассмотрения законопроектов во втором чтении.

Мы смогли добиться исключения принятия законопроектов в первом чтении и в целом. Но до сегодняшнего дня остаются вопросы соответствия концепции закона и принимаемых к нему поправок второго чтения.

Мы видим, что большинство вопросов и претензий к законам возникают в рамках процедуры второго чтения. Поэтому разговор на эту тему будет полезен и, возможно, улучшит качество принимаемых решений.

Сегодня первый день работы по новому графику. Мы договорились, что пленарные заседания будут проходить вместо двух — три дня. Это, с одной стороны, увеличивает время работы над законопроектами.

С другой, оптимизирует наш график, позволяя комитетам больше времени уделять законотворчеству. Конечно, для депутатов это дополнительная нагрузка, но эти изменения должны дать результат, будут способствовать повышению качества законопроектов.

Сегодня на рассмотрении в Государственной Думе их находится вдвое меньше, чем два года назад. А именно 1118 законопроектов. Из них:

406 – на стадии предварительного рассмотрения в комитетах;

468 – готовятся комитетами к рассмотрению в первом чтении;

241 – готовится к рассмотрению во втором чтении;

3 – к рассмотрению в третьем чтении.

Мы практически полностью разобрали законодательные завалы – осталось всего 55 законопроектов от прошлых созывов.

Теперь у нас есть больше времени для того, чтобы проводить экспертизу, обсуждать законопроекты с участием экспертных кругов, институтов гражданского общества.

Уважаемые коллеги!

Мы с вами придаем большое значение работе с молодежью. Недавно создана молодежная палата при Парламентском собрании Союза Беларуси и России.

Молодежная палата при Государственной Думе в ближайшее время станет более представительной и увеличится в три раза. В нее войдут представители парламентских партий, студенчества, молодые депутаты разных уровней. Нам необходимо продолжить эту работу.

В этой связи предлагаю провести Форум молодых законодателей до конца текущего года. Прошу к организации форума подключиться профильные комитеты Государственной Думы.

Тем более, у нас есть такой опыт. Это хорошая возможность не только обратной связи, но и формирования институтов молодых законодателей, экспертов, а это очень важно для Государственной Думы и законодательной власти нашей страны в целом.

Международная повестка, коллеги, в осеннюю сессию обещает быть большой.

Мы ранее приняли решение активизировать свою деятельность на межпарламентском направлении по линии фракций, комитетов, заместителей Председателя Государственной Думы, все необходимое для этой работы должен обеспечить Аппарат. Со своей стороны, фракции, комитеты и заместители Председателя Государственной Думы должны сформировать не только план поездок, но и предложить видение решения задач, которые мы должны решать в интересах нашей страны и наших граждан.

Осенью Парламентская Ассамблея Совета Европы будет рассматривать вопрос о полномочиях национальных делегаций. От его решения зависит наше участие в работе ПАСЕ.

Вы знаете, что на протяжении ряда лет мы настаивали на внесении в Регламент ПАСЕ норм, которые бы не допускали лишения прав национальных делегаций. Нас поддерживают национальные парламенты большинства стран Совета Европы. В зависимости от решения мы определимся со своим дальнейшим участием в ПАСЕ. Надеемся, что разум возобладает, и базовые принципы парламентаризма будут защищены и дадут возможность национальным делегациям высказывать свою точку зрения, никто их не будет лишать права голоса или иным образом дискриминировать по политическому принципу, учитывая, что Парламентская Ассамблея – это то место, где должна идти дискуссия и звучать разные точки зрения.

Уважаемые коллеги!

Мы с вами не встречались немногим более месяца. Срок короткий. Но сегодня среди нас нет двух наших товарищей: Александра Венидиктовича Коровникова и Иосифа Давыдовича Кобзона.

Всю свою жизнь они посвятили служению избирателям и государству. Давайте почтим их память.

Иосиф Давыдович Кобзон сегодня отмечал бы свой День рождения. Но жизнь распорядилась иначе.

Еще раз хочется сказать о том, чтобы мы бережно относились друг к другу и делали все, чтобы жизнь всех наших граждан была бы дольше и было бы меньше печальных событий.

Уважаемые коллеги!

Еще раз подчеркну, предстоящая сессия – короткая, но важная. Желаю всем плодотворной и успешной работы!

Пятая, осенняя сессия Государственной Думы объявляется открытой.

Выступление Вячеслава Володина на открытии осенней сессии Государственной Думы