Алёна Аршинова: закон об изучении родных языков защищает права обучающихся и их родителей

Член Комитета по образованию и науке считает необоснованным мнение о том, что после принятия этого закона будут ущемлены права коренных народов России
Член Комитета по образованию и науке Алена Аршинова
Член Комитета по образованию и науке Алена Аршинова

Смотрите также

«Было высказано необоснованное мнение, что после принятия данного закона коренные народы России будут ущемлены в изучении родных языков. Речь идет о новом принятом законе, который, наоборот, расширяет возможности изучения родных языков. Если раньше к изучению предлагался лишь один язык, то теперь в российских школах может быть предложено неограниченное число родных языков по запросу родителей и после подготовки концепций изучения таковых и лицензирования учебников», — сказала депутат. Она считает это достижением российской системы образования. «Сейчас в России 193 народа используют 277 языков, из них преподаются всего 73 и только по 13 есть соответствующие программы», — рассказала Алёна Аршинова Аршинова Алёна Игоревна Аршинова
Алёна Игоревна
Депутат Государственной Думы избран в составе федерального списка кандидатов, выдвинутого Всероссийской политической партией «ЕДИНАЯ РОССИЯ»
.

Она привела в пример Республику Дагестан, где в ряде школ преподаются по 10 родных языков. «Однако это сегодня скорее исключение из правил, поэтому мы намерены транслировать подобный опыт на территории всей страны. Это связано, в том числе, и с ростом мобильности наших граждан», – считает Алёна Аршинова.

Она заявила, что для сдачи ЕГЭ предусмотрен и достаточен объем учебной программы по базовому предмету «Русский язык», о чем ежегодно говорят высокие результаты экзамена выпускников татарских школ.

«Изучение русского языка в качестве родного даст лишь возможность узнать об этом языке дополнительную информацию, не входящую в объем знаний при сдаче ЕГЭ. Поэтому никаких преимуществ для сдачи ЕГЭ изучение русского языка в качестве родного не дает, нет оснований в связи с этим говорить о каком‑либо ущемлении чьих‑либо прав. Наоборот, принятый федеральный закон защищает права обучающихся и их родителей при выборе родного языка», – отметила депутат.

Дополнительно

Алёна Аршинова напомнила, что внесение документа было связано с тем, что на протяжении нескольких лет поступали обращения представителей родительского сообщества разных регионов, которые жаловались на принудительное изучение государственных и родных языков регионов в отсутствии предложения изучать свои родные языки. «Необходимо сохранить баланс реализации конституционного права граждан на свободный выбор языка, воспитание и обучение, а также возможности изучения государственных и родных языков. С принятием закона больше не будут возникать отдельные кривотолки и разночтения в правоприменении в сфере образования по данному вопросу», – подчеркнула депутат.

Она отметила, что работа над законом позволила найти решения для развития изучения родных языков, в том числе в создании за счет федерального бюджета Фонда поддержки родных языков России. Он будет оказывать содействие в разработке образовательных программ, концепций и методик преподавания родных языков, создании качественных и лицензированных учебников, «с чем у регионов до сих пор были большие проблемы, в том числе из‑за отсутствия необходимых финансовых средств».

«Комментируя ситуацию с обращением в ООН, полагаю, что это было преждевременным решением, следовало дождаться анализа практики правоприменения», — заявила депутат. 

«Но, учитывая право любого человека обратиться в ООН, авторы закона и депутаты, поддержавшие его, в том числе представляющие Республику Татарстан, всегда готовы объяснить природу и необходимость принятия данного закона», – сказала Алёна Аршинова.

Ранее в СМИ появились сообщения о том, что Председатель Милли Меджлиса татарского народа написала обращение к Организации объединенных наций, в котором говорится, что принятый закон об изучении родных языков «лишает коренные народы, у которых нет самостоятельной системы образования, возможности изучения родных и государственных языков и имеет элементы насильственной ассимиляции».