Экологический надзор за предприятиями предлагается передать на федеральный уровень

Председатель Комитета по экологии и охране окружающей среды Владимир Бурматов представил на заседании соответствующие поправки в ФЗ «Об охране окружающей среды». Законопроект прошел первое чтение
Председатель Комитета по экологии и охране окружающей среды Владимир Бурматов
Председатель Комитета по экологии и охране окружающей среды Владимир Бурматов

ГД приняла в первом чтении поправки в ФЗ «Об охране окружающей среды», в соответствии с которыми государственный экологический надзор за объектами той или иной компании будет передан с регионального на федеральный уровень, если хотя бы один эксплуатируемый данным юрлицом объект подлежит федеральному контролю.

Законопроект подготовлен Минприроды по решению правительственной комиссии по проведению административной реформы, отметил заместитель Министра природных ресурсов и экологии РФ Сергей Ястребов, выступая на пленарном заседании с докладом.

Смотрите также

«Предлагается установить, что если в отношении одного из предприятий юридического лица экологический надзор осуществляется Росприроднадзором, то и в отношении всех его объектов надзор будет осуществляться также Росприроднадзором», – рассказал о сути законопроекта Председатель Комитета по экологии и охране окружающей среды Владимир Бурматов Бурматов Владимир Владимирович Бурматов
Владимир Владимирович
Депутат Государственной Думы избран по избирательному округу № 190 (Металлургический – Челябинская область)
.

По его словам, на практике это означает, что, во‑первых, усиливается контроль над некоторыми объектами, так как повышается статус их надзора. Во‑вторых, по сравнению с большинством региональных органов надзора Росприроднадзор располагает более совершенной материально-технической базой и лабораторно-аналитическим оборудованием, что также помогает усилить проверки и сделать их более тщательными. В‑третьих, Федеральная служба по надзору в сфере природопользования обладает более квалифицированным инспекторским составом.

«В‑четвертых, решается очень серьезная правовая коллизия, и, возможно, это самое главное. Дело в том, что сейчас для государственного экологического надзора действует принцип пообъектного надзора, то есть Росприроднадзор осуществляет экологический надзор федерального уровня в отношении предприятий первой и частично второй категорий опасности, а в отношении третьей и четвертой категорий экологический надзор осуществляется субъектами РФ, – отметил Владимир Бурматов. – В то же время на сегодняшний день права юрлиц защищены 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц при осуществлении государственного надзора», одним из принципов которого является недопустимость проведения проверок в отношении одного юрлица несколькими органами государственного надзора».

То есть на практике, продолжил депутат, может случиться такая ситуация, что один орган регионального надзора провел проверку на одном из предприятий юридического лица, которое относится к третьей и четвертой категориям, проверил что‑то незначительное, например, образование малоопасных отходов. «А после этого Росприроднадзор уже не может проверять выбросы чрезвычайно опасных химических веществ, потому что предприятие говорит: «Так, я тогда в суд пойду, потому что вы уже на одном объекте моего юридического лица проводили этот надзор, только силами регионального ведомства, которое проверяло, между нами говоря, какую‑то малозначительную «историю». А здесь речь идет о том, что действительно может предоставлять угрозу жизни и здоровью граждан», – подчеркнул парламентарий.

Он сообщил, что Комитет запросил информацию у Росприроднадзора, согласно которой в этом году на территории Москвы и Московской области таких ситуаций возникло 27. Всего таких юридических лиц, у которых несколько объектов разных категорий, 1200 по России. «У нас гипотетически 1200 юридических лиц могут ходить в суды и оспаривать правомерность проверки Росприроднадзора потому, что совершенно неопасный объект уже был проверен до этого органом регионального надзора, – сказал Владимир Бурматов. – Предлагается эту правовую коллизию устранить». 

«Мы усиливаем надзор, при этом не вводя, что немаловажно, дополнительное административное давление на бизнес, то есть исключаем двойные проверки. При этом повышаем статус контроля – все будет контролировать Росприроднадзор», — отметил Владимир Бурматов.

В связи с этим, продолжил депутат, возникает резонный вопрос, и Комитет отразил его в своих замечаниях: хватит ли сил у Росприроднадзора для того, чтобы охватить все объекты?

«Росприроднадзор заявил, что рост поднадзорных объектов составит не более 4,5%, что является, по мнению самого ведомства, несущественным. Имеющихся на сегодняшний день ресурсов у службы достаточно», – указал Председатель Комитета.

«Комитет рекомендует законопроект поддержать. Необходимо, с одной стороны, усилить контроль за теми предприятиями, которые действительно могут причинить вред здоровью и жизни наших граждан своей хозяйственной деятельностью, с другой стороны, не создавать при этом дополнительной административной нагрузки на них, повысить статус надзора и исключить эту досадную правовую коллизию, которая существует на сегодняшний день», – заключил парламентарий.

Заместитель Председателя Комитета по экологии и охране окружающей среды Сергей Боярский Боярский Сергей Михайлович Боярский
Сергей Михайлович
Депутат Государственной Думы избран в составе федерального списка кандидатов, выдвинутого Всероссийской политической партией «ЕДИНАЯ РОССИЯ»
обратил внимание на то, что законопроект рассматривается в первом чтении. «Концептуально, самое главное, мы убираем двойной контроль, что недопустимо, и передаем его в крупное федеральное ведомство, которое, на наш взгляд, справится с поставленной задачей», — заявил он.