23 апреля 2009 года Комитет по энергетике провел «круглый стол» на тему: «Состояние и функционирование розничного рынка электрической энергии и мощности на территории Российской Федерации (правоприменительная практика федерального законодательства об электроэнергетике)».
В мероприятии участвовали депутаты Государственной Думы, представители профильных министерств и ведомств, представители федеральных энергетических компаний, гарантирующих поставщиков и электросетевых компаний,
Открыл обсуждение и председательствовал на «круглом столе» председатель Комитета Юрий Липатов
Юрий Александрович
Депутат Государственной Думы избран в составе федерального списка кандидатов, выдвинутого Всероссийской политической партией «ЕДИНАЯ РОССИЯ»
.
По его словам, «одной из составных составляющих прошедшей в стране реформы российской электроэнергетики является создание оптового и розничного рынка электроэнергии. Эти рынки связаны между собой и положение на оптовом рынке откладывает отпечаток на функционирование розничного рынка. Механизм, положенный в основу функционирования на сегодня работает в полную силу. Доля электрической энергии продаваемой сегодня по регулируемым ценам значительно сократилась и в настоящее время перестала определять положение с ценой на электроэнергию. Корреляция тарифов на оптовом и розничном рынке темпа роста цен существенно различается по субъектам Федерации».
«Текущая модель рынка электроэнергии разрабатывалась в расчете на устойчивый рост потребления. В условиях снижения потребления эта модель приводит к росту нерегулируемой цены», – сообщил Ю.Липатов.
Потребление электроэнергии в стране в среднем снизилось на 10 процентов к уровню прошлого года, а по отдельным территориям, где высока концентрация предприятий черной и цветной металлургии до 30 – 40 процентов.
По состоянию на 15 февраля 2009 года долги розничных потребителей перед гарантирующими поставщиками выросли до 100 млрд. рублей против 49 млрд. рублей на 1 ноября 2008 года (начало постоянного мониторинга состояния расчетов на розничных рынках). В последние недели уровень задолженности розничных потребителей перед гарантирующими поставщиками несколько снизился и составил на 9 апреля 86.6 млрд. рублей. За этот же период на оптовом рынке задолженность гарантирующих поставщиков выросла до 21 млрд. рублей, а перед сетевыми компаниями – с 2-х до 16 млрд. рублей.
«Причинами возрастания задолженности помимо очевидных последствий кризиса в экономике являются два специфических для электроэнергетики фактора: несовпадение базиса для расчета за заявленную мощность при расчетах за услуги по передаче электрической энергии и для расчета за фактическую мощность на оптовом и розничном рынках» – заявил председатель Комитета.
В ходе обсуждения отмечалось, что тарифно-балансовые увеличения принимались для сценария экономического роста, а их исполнение проходит на фоне спада. Это приводит к превышению финансовых требований генерирующих и сетевых компаний над фактическими платежами потребителей розничного рынка. Разница остается как задолженность сбытовых компаний.
В результате анализа сложившихся средневзвешенных свободных (нерегулируемых) цен на розничных рынках, выявлено повышение нерегулируемых цен для большинства энергосбытовых компаний. В частности, значительный рост средневзвешенных свободных (нерегулируемых) цен на электрическую энергию наблюдается в Брянской, Орловской, Ивановской и Нижегородских областях. Как по одноставочным, так и по двуставочным тарифам рост для небольших, по объемам поставляемой электрической энергии, сбытовых компаний составил до 200 процентов. Для крупных компаний максимальный рост составил до 70 процентов. Во многом, по мнению выступавших эта ситуация вызвана сокращением доли электроэнергии, продаваемой по регулируемым ценам и завышением, в соответствии с прогнозом потребления свободных (нерегулируемых) цен на электроэнергию и мощность. В результате даже бюджетные организации получают энергию по нерегулируемым ценам.
Как пояснили представители некоммерческого партнерства «Совет рынка» стоимость электроэнергии для конечного потребителя складывается из нескольких составляющих: стоимости производства электроэнергии и стоимость мощности на оптовом рынке; стоимости передачи электроэнергии по магистральным и распределительным сетям; надбавки сбытовой организации (гарантирующего поставщика или сбытовой компании); оплаты услуг инфраструктурных организаций (системный оператор, коммерческий оператор). В среднем более половины розничной цены электроэнергии приходится на приобретаемую на оптовом рынке электроэнергию и мощность, более четверти – на оплату услуг распределительных сетей.
В свою очередь, цена приобретаемой на оптовом рынке электроэнергии и мощности раскладывается на несколько составляющих: цена электроэнергии и мощности, приобретаемой по регулируемым тарифам; цена электроэнергии, приобретаемой по свободным ценам; цена мощности, приобретаемой по свободным ценам.
Помимо электроэнергии, потребители оплачивают мощность – поддержание генерирующими компаниями оборудования в готовности к работе. При этом модель оптового рынка не формирует стимулов для снижения поставщиками цен на мощность, в отличие от механизмов рынка электроэнергии как такового.
Правила функционирования оптового рынка электроэнергии (мощности) предполагают оплату всей располагаемой мощности поставщиков, вне зависимости от объемов реального потребления. Таким образом, при падении потребления электроэнергии, отмечающемся с осени 2008 года, оплата неизменного объема мощности распределяется на сокращающееся количество поставленной электроэнергии, что отражается в повышении для конечного потребителя стоимости киловатт-часа.
Так была отмечена не состыковка балансов, как оптового рынка с розничными рынками, так и внутри розничных рынков. В частности в регулируемой части используется различная база для расчета регулируемого тарифа для конечных потребителей и тарифа на оказание услуг на передачу. При этом конечный тариф оплачивается от фактического потребленной мощности, а тариф на передачу от заявленной (плановой). Т. е. возникает разрыв между обязательствами конечных потребителей перед гарантирующим поставщиком и этим же гарантирующим поставщиком и сетевой компанией.
Участники «круглого стола» обсудили предлагаемые «Советом рынка» совместно Министерством энергетики предложения:
внести коррективы в тарифно-балансовые решения по итогам первого полугодия, учитывая изменившиеся экономические условия и разработать новую модель мощности для переходного периода; внести необходимые изменения в Постановления Правительства от 31 августа 2006 г. № 530 «Об утверждении Правил функционирования розничного рынка электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики» и от 24 октября 2003 г. № 643 «О правилах оптового рынка электрической энергии (мощности) переходного периода», касающиеся: изменения расчета обязательств по оплате электрической энергии (мощности) по регулируемым тарифам и свободным ценам на розничных рынках, в части обеспечения более равных условий трансляции свободных цен, т. е. равномерного распределения обязательств по оплате электрической энергии (мощности) по свободным ценам на розничном рынке между различными группами потребителей; приведения в соответствие условий оплаты фактической и заявленной мощности на оптовом и розничном рынках электрической энергии (мощности); определения действенных механизмов поддержания платежной дисциплины в электроэнергетике и создания финансовых гарантий оплаты потребляемых энергоресурсов.
Участники обсуждения рекомендовали Комитету по энергетике инициировать создание рабочей группы совместно с Министерством
энергетики, Министерством экономического развития, ФАС и ФСТ России по мониторингу ситуации на оптовом и розничном рынках электроэнергии (мощности) с привлечением заинтересованных сторон.