Законопроект о предварительном обосновании бюджетных инвестиций в строительство прошел первое чтение

Процедура принятия решений о направлении инвестиций из федерального бюджета в объекты капстроительства будет усовершенствована. Ожидается, что таким образом удастся повысить эффективность использования бюджетных средств
Пленарное заседание нейтральное

Законопроект был внесен в Государственную Думу 16 апреля 2018 года Правительством РФ.

Предусматривается обособление в Бюджетном кодексе РФ расходов бюджетов бюджетной системы России для подготовки обоснования инвестиций и на проведение технологического и ценового аудита такого обоснования от расходов бюджетов, которые осуществляются после принятия решений о капитальных вложениях. 

Юрий Зубарев, официальный представитель Правительства РФ, статс-секретарь – заместитель Министра финансов РФ, представляя документ на пленарном заседании, пояснил, что законопроект «является сопутствующим к изменениям в Градостроительный кодекс и федеральный закон об инвестиционной деятельности, которые в ближайшее время будут рассматриваться на пленарном заседании Государственной Думы».

«Теперь перед тем, как принять решение об осуществлении государственных инвестиций в объекты капвложений, то есть стройки, на сумму более 1,5 млрд рублей, необходимо будет предварительно подготовить и защитить обоснование целесообразности данных инвестиций», — пояснил Юрий Зубарев.

В связи с этим в Бюджетном кодексе прописывается, как данный механизм встраивается в бюджетный процесс. «Устанавливается порядок предоставления субсидий на подготовку обоснования инвестиций. Данные субсидии будут осуществляться за счет бюджета только в том случае, когда они увеличивают стоимость государственного или муниципального имущества в виде объектов капстроительства – то есть тогда, когда капвложения будут осуществляться ФГУПами, казенными учреждениями, государственными и муниципальными учреждениями», — сообщил Юрий Зубарев. При этом предусматривается, указал он, что акционерные общества, находящиеся в собственности государства, или госкорпорации финансировать данные работы будут за счет собственных средств.

«Для предоставления средств из бюджета на подготовку обоснования инвестиций требуется решение Правительства или высшего исполнительного органа власти субъекта или местной администрации», — сказал Юрий Зубарев.

Также предусматривается «требование об учете расходов из федерального бюджета на подготовку обоснования инвестиций в ФАИП (Федеральная адресная инвестиционная программа), которая, по сути, представляет собой федеральный перечень всех строек федерального уровня», — заявил он и пояснил, что это позволит обеспечить прозрачность расходов и контроль за их осуществлением.

Как отмечается в сопроводительных документах к законопроекту, ожидается, что в результате введения механизма обоснования инвестиций размер расходов на подготовку их обоснования не будет превышать 20% от стоимости разработки проектной документации, куда входит, в том числе, стоимость проведения инженерных изысканий в объеме, необходимом для подготовки обоснования инвестиций. Затраты на проведение инженерных изысканий на этапе проектирования объекта капитального строительства будут сокращены.

По итогам введения такого механизма размер расходов на проведение технологического и ценового аудита обоснования инвестиций составит 0,58% суммарной стоимости изготовления проектной документации и материалов инженерных изысканий.

Аналогичный размер платы взимается в настоящее время за проведение публичного технологичного и ценового аудита инвестиционных проектов, взамен которого вводится механизм обоснования инвестиций.

Подготовка до этапа бюджетного планирования обоснования инвестиций позволит повысить точность определения предполагаемой стоимости объектов капитального строительства и, соответственно, снизить риск ее увеличения в ходе проектирования и строительства, что компенсирует расходы на подготовку обоснования инвестиций.