Председатель Комитета по собственности В.С.Плескачевский выступил на парламентских слушаниях на тему: "Перспективы и направления совершенствования законодательства о собственности"

В своем выступлении В.С.Плескачевский сказал: «Президент Российской Федерации определил стратегическую линию государственной политики в области реформирования, распоряжения и управления государственным имуществом. Она направленная на оптимизацию объема государственного и муниципального имущества: „у государства и муниципальных образований должно остаться исключительно то имущество, которое необходимо им для исполнения закрепленных за ними публичных полномочий, в частности оказания публичных услуг гражданам“, поскольку для реализации инновационного сценария развития экономики „государству не по силам, да и не к чему такой колоссальный государственный сектор“, а „частная компания, мотивированная на результат, зачастую лучше справится с управлением, чем чиновник“.

На сегодняшний день объем публичного имущества, превышает реально необходимый для эффективного выполнения государством своих публичных функций, что в целом существенно снижает конкурентоспособность российской экономики.

В целях решения задачи по оптимизации объема публичного имущества, по мнению Комитета ГД по собственности, необходимо провести категоризацию имущества, находящегося в настоящее время в государственной и муниципальной собственности :

I) имущество, действительно необходимое для осуществления «публичных» функций — имущество, исключенное или ограниченное в обороте принадлежностью только Российской Федерации, субъектам РФ и муниципальным образованиям.

II) имущество, которое может находиться в государственной и (или) муниципальной собственности и использоваться для выполнения социальных обязательств перед гражданами до того времени, пока такие обязательства не перейдут в плоскость рыночных, частно – правовых отношений.

III) недопустимое для нахождения в государственной и муниципальной собственности имущество, т. е. имущество, используемое властными органами на цели, никакого отношения ни к администрированию, ни к социальным обязательствам перед обществом не имеющим.

Кроме того, на наш взгляд, представляется целесообразным осуществлять работу по снижению объема государственного и муниципального имущества по следующим основным направлениям:

— продажа в возможно кратчайшие сроки земельных участков под находящимися в частной собственности объектами недвижимого имущества;

— введение единого налога на недвижимость на основе рыночной оценки;

— передача на конкурсной основе в доверительное управление профессиональным управляющим компаниям объектов недвижимости (имущественных комплексов и земельных участков), не закрепленных за государственными или муниципальными унитарными предприятиями и учреждениям, которые не проданы в установленный решениями об их приватизации срок;

— вместо продажи пакетов акций стратегических акционерных обществ внести находящиеся в государственной и муниципальной собственности миноритарные пакеты акций открытых акционерных обществ в специальный Государственный инвестиционный фонд либо Пенсионный фонд Российской Федерации. Внешнее управление этим фондом необходимо передать на конкурсной основе частным управляющим компаниям. Это позволит приватизировать малоликвидные пакеты акций и одновременно получить дополнительные источники для роста пенсионных накоплений граждан;

— осуществить переход от назначения представителями государства в органах управления стратегическими акционерными обществами неэффективно работающих чиновников к назначению профессиональных управленцев-предпринимателей. Необходимым условием формирования института управляющих государственным имуществом должна явиться разработка специального закона, который позволит установить эффективное нормативное регулирования деятельности доверительных управляющих через сочетание принципов государственного регулирования и саморегулирования;

— разработка законодательных механизмов частно-государственного партнерства для решения важнейших задач, обеспечивающих инновационное направление развития экономики России;

— усиление контроля, в том числе с привлечением Счетной палаты Российской Федерации за целевым назначением и эффективностью использования федерального имущества и финансовых средств, переданных (передаваемых) в качестве имущественного взноса Российской Федерации в собственность созданных (создаваемых) государственных корпораций;

— разработка и принятие федерального закона, в котором необходимо установить особенности правового положения государственных корпораций, в том числе правовой статус имущества и финансовых средств, переданных Российской Федерацией государственным корпорациям, а также механизм контроля за эффективностью и целевым характером их использования.

В отношении системы государственных корпораций необходимо руководствоваться позицией Председателя Правительства Российской Федерации о том, что они создаются на определенное время для решения конкретных задач в определенных сферах экономики.

Управление по связям с общественностью и взаимодействию со СМИ