Контрсанкции на недружественные действия иностранных государств: подробнее о законопроекте

В ходе пленарного заседания депутаты одобрили во втором чтении законопроект "О мерах воздействия (противодействия) на недружественные действия Соединенных Штатов Америки и (или) иных иностранных государств". О том, что содержит данный документ читайте в нашем материале
Обложка контрсанкции

Законопроект был внесен в Государственную Думу 13 апреля 2018 года и принят депутатами во втором чтении 17 мая 2018 года.

Смотрите также

Документ прошел широкое обсуждение с экспертным сообществом. Рассмотрение прошло, в частности, в рамках Совета по законотворчеству, заседаний комитетов ГД, консультаций с представителями делового и научного сообщества, а также институтов гражданского общества. Для доработки проекта была создана специальная рабочая группа, которую возглавил Первый заместитель Председателя ГД Александр Жуков Жуков Александр Дмитриевич Жуков
Александр Дмитриевич
Депутат Государственной Думы избран в составе федерального списка кандидатов, выдвинутого Всероссийской политической партией «ЕДИНАЯ РОССИЯ»
.

По данным Председателя Комитета по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству Сергея Жигарева Жигарев Сергей Александрович Жигарев
Сергей Александрович
Депутат Государственной Думы избран по избирательному округу 0127 (Щелковский – Московская область)
, «свыше 90 предложений поступило в Комитет со стороны депутатов ГД, членов Совета Федерации, правового управления Аппарата ГД, государственно-правового управления Администрации Президента РФ и порядка 150 обращений от предпринимательского сообщества, крупных государственных и частных корпораций». При этом он сказал, что из законодательных, представительных и высших исполнительных органов государственной власти субъектов РФ поступило порядка 60 отзывов на законопроект. «Все отзывы положительные», — сообщил он.

Зачем принимается законопроект

При внесении законопроекта в Государственную Думу один из его авторов, Председатель ГД Вячеслав Володин Володин Вячеслав Викторович Володин
Вячеслав Викторович
Председатель Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва. Избран депутатом в составе федерального списка кандидатов, выдвинутого Всероссийской политической партией «ЕДИНАЯ РОССИЯ»
отметил, что в ходе неоднократных обсуждений недружественных действий по отношению к России «мы говорили о необходимости ответа на хамское поведение со стороны США и создание препятствий для работы российского бизнеса». 

«Нам крайне важно защитить нашу экономику, чтобы в нашей стране выполнялось национальное законодательство, ведь речь идет о недружественных действиях со стороны США и ряда других государств, и очевидна необходимость противостоять этому. За каждым предприятием десятки тысяч людей, их семьи. Это вопрос безопасности нашей страны», — заявил Председатель Государственной Думы Вячеслав Володин.

На кого направлен законопроект

Кроме того, меры воздействия могут применяться в отношении: 

  • организаций, находящихся под юрисдикцией недружественных иностранных государств
  • организаций, которыми прямо или через третьих лиц владеют (имеют преобладающее участие более 25% в капитале) организации, находящиеся под юрисдикцией недружественных иностранных государств, должностных лиц и граждан недружественных иностранных государств в случае, если они причастны к недружественным действиям в отношении Российской Федерации (далее — недружественные страны и организации). 

При этом, как неоднократно подчеркивалось в ходе обсуждения законопроекта, он направлен на защиту интересов российских граждан, и потому не будет ущемлять их права и свободы.

«В ходе работы над документами ни одного решения, которое пойдет в ущерб гражданам России, принято не будет», — заявлял Первый заместитель руководителя фракции «Единая Россия» Андрей Исаев Исаев Андрей Константинович Исаев
Андрей Константинович
Депутат Государственной Думы избран в составе федерального списка кандидатов, выдвинутого Всероссийской политической партией «ЕДИНАЯ РОССИЯ»
. Он подчеркивал, что цель документа «не наказать граждан нашей страны, а противодействовать тем, кто с нами борется».

«Это наш ответ на неправовые действия, на попытки ущемить интересы физических и юридических лиц в Российской Федерации», — заверил Андрей Исаев.

Кроме того, парламентарий заявил, что решение о введении тех или иных ответных мер «будет приниматься осознанно после всестороннего обсуждения с обществом и экспертами».

Что устанавливает законопроект

Согласно законопроекту, если недружественные страны вводят национальный режим в отношении товаров из РФ, работ и услуг, выполняемых российскими лицами и (или) устанавливают изъятия из этого режима, Президент РФ может принять решение о применении Россией национального режима в отношении товаров из таких недружественных стран, работ и услуг, выполняемых лицами из этих государств и (или) об установлении изъятий из этого режима.

Меры воздействия вводятся Правительством РФ по решению Президента РФ. Они подлежат отмене Правительством РФ по решению Президента РФ, если устранены обстоятельства, послужившие основанием для введения мер. Кроме того, решения о введении и об отмене мер могут быть приняты Президентом РФ на основе предложений Совета Безопасности РФ.

Законопроект позволит исполнительной власти более активно наращивать сотрудничество с теми странами, которые не присоединились к санкциям, выступают против этих санкций и сотрудничество с которыми будет взаимовыгодно для России.

По итогам рассмотрения документа в первом чтении Государственная Дума приняла постановление, в котором были зафиксированы направления доработки документа, основанные на полученных предложениях от экспертов, представителей органов госвласти, гражданского общества и депутатов. Данные поправки легли в основу обновленной редакции законопроекта, принятого депутатами во втором чтении 17 мая 2018 года. По словам Председателя ГД Вячеслава Володина, «важно, чтобы у нас не было наименований конкретных предприятий, отраслей, товаров и продуктов. Эта позиция была практически во всех предложениях».

В результате, согласно принятой во втором чтении редакции документа, в отношении недружественных стран и организаций могут применяться шесть мер воздействия:

  1. прекращение или приостановление международного сотрудничества РФ, российских юрлиц с недружественными странами и организациями;
  2. запрет или ограничение на ввоз на территорию РФ продукции и (или) сырья, странами происхождения которых являются недружественные иностранные государства и организации. Перечень такой продукции и сырья будет определяться Правительством РФ;
  3. запрет или ограничение на вывоз из России продукции и (или) сырья недружественными организациями. Перечень такой продукции и сырья также будет определяться Правительством РФ;
  4. запрет или ограничение на выполнение работ, оказание услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также нужд отдельных видов юрлиц, на территории России недружественными организациями. Перечень видов таких работ, услуг определяется Правительством РФ;
  5. запрет или ограничение на участие недружественных организаций и граждан недружественных стран в приватизации государственного или муниципального имущества, а также в выполнении ими работ и оказании услуг по организации от имени Российской Федерации продажи федерального имущества и (или) осуществлению функций продавца федерального имущества;
  6. другие меры в соответствии с решением Президента РФ.

Такие меры противодействия будут вводиться независимо от других мер, направленных на устранение или минимизацию угрозы интересам и безопасности РФ, ее суверенитету и территориальной целостности, угрозы нарушений прав и свобод граждан России со стороны иностранных государств.

Реализация мер обязательна для органов госвласти, местного самоуправления, а также для граждан России и юрлиц, находящихся под юрисдикцией РФ.

Важно подчеркнуть, что меры воздействия не применяются в отношении жизненно необходимых товаров, аналоги которых не производятся в Российской Федерации. Они также не применяются в отношении товаров, ввозимых в Россию гражданами РФ, иностранцами и лицами без гражданства для личного пользования.