Документ направлен на урегулирование вопросов порядка разработки и утверждения клинических рекомендаций, их применения при оказании медицинской помощи, а также разработки стандартов медпомощи.
Законопроектом вводится понятие «клинические рекомендации», под которым понимаются документы, содержащие основанную на научных доказательствах структурированную информацию по вопросам профилактики, диагностики, лечения и реабилитации, включая описание последовательности действий медицинского работника, с учетом течения заболевания, наличия осложнений и сопутствующих заболеваний, иных факторов, влияющих на результаты лечения.
Кроме того, вводится понятие «протокол лечения (протокол ведения пациента)» — документ, разрабатываемый медицинской организацией и содержащий требования к применению клинической рекомендации в этой медицинской организации, в том числе требования к последовательности действий медицинского работника, схемы диагностики и лечения, типовая форма которого утверждается Минздравом России.
Законопроектом также устанавливается перечень основных документов, необходимых для организации и оказания медицинской помощи:
- положения об организации оказания медицинской помощи, разрабатываемые
по видам медицинской помощи;
- порядки оказания медицинской помощи, разрабатываемые по отдельным профилям медицинской помощи, заболеваниям или состояниям (группам заболеваний
или состояний) и содержащие маршрутизацию пациента, требования к деятельности
медицинской организации (ее структурного подразделения, врача) и стандарт
оснащения медицинской организации (ее структурных подразделений);
- клинические рекомендации, определяющие алгоритм действий
врача в зависимости от клинической ситуации;
- стандарты медицинской помощи, включающие в себя усредненные показатели
частоты предоставления и кратности применения медицинских услуг и лекарственных
препаратов для медицинского применения.
При этом, документом сохраняется прежняя концепция разработки и утверждения клинических рекомендаций медицинскими профессиональными некоммерческими организациями.
Методическое сопровождение процесса разработки клинических рекомендаций будет осуществляться Минздравом России, в связи с чем Министерство наделяется полномочиями по утверждению перечня заболеваний или состояний (групп заболеваний или состояний), в соответствии с которым будут разрабатываться клинические рекомендации. Министерство также будет определять порядок разработки клинических рекомендаций, типовую форму и требования к структуре клинических рекомендаций, а также порядок согласования с Министерством проектов клинических рекомендаций.
Как отмечается в пояснительных документах, стандарт медицинской помощи будет разрабатываться на основе клинических рекомендаций в порядке, установленном Минздравом России, с учетом того, что подготовка стандартов медицинской помощи является динамичным процессом, требующим постоянной актуализации справочников в условиях регулярно обновляющихся нормативно-правовых документов.
В свою очередь, применение стандартов медицинской помощи в качестве инструмента оценки качества медицинской помощи представляется нецелесообразным.
Законопроектом взамен проверок применения медицинскими организациями стандартов медицинской помощи вводятся проверки соответствия оказываемой медработниками медицинской помощи критериям оценки качества медпомощи.
Таким образом, вносимые документом изменения исключают использование стандартов медицинской помощи для оценки качества и безопасности медицинской деятельности, а также определения объема оказания платных медуслуг.