Как отмечается в пояснительной записке, в сложившейся судебно-следственной практике преступления, связанные с так называемыми «откатами» при осуществлении поставок товаров или оказании услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд, квалифицируются по статьям Уголовного кодекса Российской Федерации о хищениях чужого имущества (в первую очередь как мошенничество), злоупотреблениях полномочиями, в том числе должностными, а также о коммерческом подкупе, даче и получении взятки.
Однако, согласно сопроводительным документам к закону, не все деяния, совершаемые в указанной сфере, подпадают под нормы уголовного закона. Так, ряд нарушений, связанных с осуществлением закупок, определением цены и исполнением контракта и совершаемых из корыстной заинтересованности, не может рассматриваться как уголовно наказуемое злоупотребление служебным положением, поскольку эти нарушения совершаются представителями заказчика, которые не являются должностными лицами. К ним относятся, например, работники контрактной службы, контрактные управляющие, члены комиссии по осуществлению закупок, лица, осуществляющие приемку поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг.
Такие деяния могут причинять значительный ущерб бюджетной системе России, а также бюджетным учреждениям, которые являются заказчиками или участниками закупки.
Между тем в настоящее время такие деяния не образуют состава преступлений и влекут за собой лишь административную ответственность.
Не предусмотрена ответственность и за подкуп работников контрактной службы, контрактных управляющих, членов комиссии по осуществлению закупок и других лиц, принимающих непосредственное участие в закупках товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд.
Поскольку такие нарушения сопряжены с отношениями в сфере экономической деятельности, в соответствующие статьи УК РФ вносятся дополнения. В частности, теперь предусматривается ответственность за нарушение законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ или услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, совершаемое из корыстной или другой личной заинтересованности лицами, которые не являются должностными лицами или лицами, выполняющими управленческие функции в коммерческой или другой организации, если деяние причинило крупный ущерб.
В качестве квалифицирующих признаков этого преступления предлагается установить совершение его группой лиц по предварительному сговору, а также причинение крупного и особо крупного ущерба.
Согласно другому дополнению УК РФ предусматривается ответственность за подкуп работника контрактной службы, контрактного управляющего или для противоправного влияния на принимаемые ими решения. Предполагается, что ответственность наступил в том числе за получение названными лицами денег, ценных бумаг, услуг имущественного характера и т. д.
Также в Кодекс вносится изменение, предусматривающее ответственность за провокацию подкупа указанных лиц.
На документ представлены положительные отзывы Правительства РФ и Верховного Суда РФ.