Председатель Государственной Думы Борис Грызлов: Союзное государство - объективная реальность ("Российская газета", 27 декабря 2006 года)

27 декабря 2006 года «Российская газета» опубликовала следующую статью Председателя Государственной Думы Бориса Грызлова Грызлов Борис Вячеславович Грызлов
Борис Вячеславович
Депутат Государственной Думы избран в составе федерального списка кандидатов, выдвинутого Всероссийской политической партией «ЕДИНАЯ РОССИЯ»
о перспективах строительства союзного государства Беларуси и России:

Председатель Государственной Думы Борис Грызлов Грызлов Борис Вячеславович Грызлов
Борис Вячеславович
Депутат Государственной Думы избран в составе федерального списка кандидатов, выдвинутого Всероссийской политической партией «ЕДИНАЯ РОССИЯ»
: Союзное государство — объективная реальность («Российская газета», 27 декабря 2006 года)

Накануне Нового года редакция нашей газеты обратилась к председателю Парламентского Собрания Союза Беларуси и России, спикеру Государственной Думы РФ Борису Грызлову Грызлов Борис Вячеславович Грызлов
Борис Вячеславович
Депутат Государственной Думы избран в составе федерального списка кандидатов, выдвинутого Всероссийской политической партией «ЕДИНАЯ РОССИЯ»
с просьбой рассказать о задачах, стоящих перед союзными парламентариями, о перспективах союзного строительства, о развитии двусторонних отношений между нашими странами-соседями.

— Успешная практика союзного строительства, — подчеркнул Борис Грызлов Грызлов Борис Вячеславович Грызлов
Борис Вячеславович
Депутат Государственной Думы избран в составе федерального списка кандидатов, выдвинутого Всероссийской политической партией «ЕДИНАЯ РОССИЯ»
, — позволила Беларуси и России накопить уникальный для мировой практики опыт межгосударственного сотрудничества и глубокой интеграции. Причем опыт позитивный. В его основе — осознанная нами еще 10 лет назад необходимость более тесной интеграции, опережающего развития двусторонних отношений. Россия и Беларусь первыми из государств СНГ пришли к этому пониманию, заключив Договор о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве 1995 года. Опираясь на стремление наших народов к объединению, мы выбрали путь к качественно иному взаимодействию практически по всем направлениям социально-экономического развития, в том числе через использование потенциала межпарламентских связей.

В течение последних лет депутаты Парламентского Собрания Союза Беларуси и России, бесспорно, являлись и сейчас являются одной из основных движущих сил строительства Союзного государства. При этом в самом Парламентском Собрании реализован особый формат совместной работы парламентариев двух стран, создающий все возможности для качественного взаимодействия в сфере законотворчества, для обеспечения интеграционного процесса. Этот процесс сам по себе непростой. К тому же ему вполне осознанно мешают и будут мешать силы, не заинтересованные в укреплении наших государств. Но благодаря нашим совместным усилиям Союзное государство — это объективная реальность, с которой должны считаться наши недоброжелатели: и те, кто продолжает предлагать планы международной изоляции Республики Беларусь, и те, кто не может смириться с усилением позиций России в мире.

Двусторонние отношения России и Беларуси сегодня опираются на прочную правовую базу. Действуют более 120 договоров и соглашений, юридически обеспечено взаимодействие наших государств в военной сфере, в области безопасности, в миграционной политике, гуманитарном и культурном сотрудничестве, то есть по всем ключевым направлениям. Эта надежная договорная основа позволяет нам двигаться вперед.

В уходящем году активный политический диалог между Россией и Беларусью продолжался на всех уровнях и сопровождался динамичным развитием торгово-экономических отношений: объем товарооборота по итогам года достигнет рекордного уровня в 20 миллиардов долларов. Думаю, у нас есть все условия, чтобы ставить подобные позитивные рекорды ежегодно.

Ключевым вопросом недавно прошедшей ХХХI сессии Парламентского Собрания Союза Беларуси и России стало принятие союзного бюджета на 2007 год. Необходимо особо отметить, что проект бюджета был вынесен на рассмотрение парламентариев и принят вовремя, а значит, и исполняться должен в установленные сроки. Задачи союзного строительства требуют своевременного финансирования.

Союзный бюджет значительно вырос по сравнению с прошлым годом — до 3,8 миллиарда рублей. Конечно, кому‑то может показаться, что это не столь значительная сумма, учитывая важность и масштабность задач союзного строительства. Однако из года в год эти ассигнования увеличиваются, довольно эффективно используются и являются примером ориентации на конкретный результат. То есть в союзном бюджетном процессе также применяется тот принцип, который мы начинаем внедрять в российскую бюджетную систему. Я имею в виду, в частности, включение в федеральный бюджет России Инвестиционного фонда, выделение средств на приоритетные национальные проекты и в целом проектный подход в стратегическом планировании развития страны.

В будущем году мы, безусловно, будем стремиться к увеличению общего объема бюджета, но одновременно будет усиливаться и контроль за эффективностью освоения союзных финансов. При этом нельзя забывать, что экономические перспективы Союзного государства очень значительны, и, следовательно, есть немало направлений, привлекательных для инвесторов. Привлечение инвестиций, создание прозрачных и выгодных условий для развития государственно-частного партнерства — одна из основных задач на ближайшую перспективу.

Для обеспечения успешного экономического развития вопросом особой важности является внедрение новых технологий в производства, поддерживаемые в рамках совместных российско-белорусских программ. Здесь также есть успехи. Могу, например, упомянуть суперкомпьютеры и сложные программные продукты, разрабатываемые и создаваемые сегодня российскими и белорусскими учеными. Таким образом, поставленная в России задача инновационного развития актуальна и для дальнейшего развития российско-белорусских отношений.

Безусловно, экономическое сотрудничество должно сопровождаться соответствующим развитием социальной сферы. Реальное равенство в правах граждан России и Беларуси — один из принципиальных аспектов строительства Союзного государства. И если считать, что ключевым признаком государства как такового являются именно эти вопросы, то необходимо признать: Союзное государство у нас уже создано.

Приняты соглашения о миграционной карте, о налогообложении, о медицинском обслуживании, о пенсионном обеспечении. Из последних значимых документов — ратифицированный Государственной Думой РФ и подписанный 7 декабря Президентом России Договор о сотрудничестве в области социального обеспечения. Он призван определить порядок назначения и выплаты трудовых и социальных пенсий, а также различных пособий — по временной нетрудоспособности и материнству, для семей с детьми, по безработице и других.

Безусловно, знаковым этапом в строительстве Союзного государства станет принятие Конституционного Акта. В настоящее время проект этого документа практически подготовлен, однако сохраняется ряд принципиальных моментов, по которым предстоит совместно выработать решения. В частности, пока нет единого подхода к тому, как должно управляться Союзное государство, не найден взаимоприемлемый формат Союзного государства. Тем не менее не сомневаюсь, что все нерешенные вопросы будут урегулированы и проект Конституционного Акта в соответствии с установленной процедурой будет вынесен на референдум, будет предложен для утверждения народам России и Беларуси. Убежден также, что итоги этого референдума станут положительными, поскольку создание Союзного государства в полной мере отвечает интересам наших братских народов.

Александр Батыгин, Тамара Шкель, Москва — Минск

Управление по связям с общественностью и взаимодействию со СМИ