Участники мероприятия обсудили проблемы и пути решения написания и экспертизы учебников, а также обеспечения ими учащихся. Вел слушания Первый заместитель Председателя Комитета по образованию и науке Геннадий Онищенко
Онищенко
Геннадий Григорьевич
Депутат Государственной Думы избран по избирательному округу 0206 (Тушинский – г.Москва)
.
В ходе обсуждения проблематики эксперты указывали на прямую зависимость качества образования от качества учебников и пособий, а также отвечали на вопросы: что должно являться источником содержания для учебника – ФГОС, примерная программа или программа образовательной организации; как в учебниках должны быть учтены концепции развития предметных областей; сколько учебников нужно в школе; какой должна быть организационная структура экспертизы. Кроме того, участники слушаний поднимали вопросы ответственности экспертов, экспертных организаций и Минобрнауки за некачественную экспертизу.
Статс-секретарь – заместитель министра образования и науки России Павел Зенькович, представляя текущее положение с учебниками в Российской Федерации, отметил, что приоритетом для нашей страны является единство линеек учебников, к экспертизе каждого учебника привлекается не менее трех экспертов и организаций. На его взгляд, повышению качества изучения предметов будет способствовать наличие базовых учебников по всем дисциплинам.
Заместитель Председателя Комитета по образованию и науке Любовь Духанина
Духанина
Любовь Николаевна
Депутат Государственной Думы избран по избирательному округу 0203 (Орехово-Борисовский – г.Москва)
заявила, что в настоящее время многие линейки учебников не могут быть признаны удовлетворительными, так как в них много неточностей, сложных формулировок, не соответствующих психоэмоциональным и возрастным данным учеников.
Депутат напомнила о положительном опыте — программах всех школьных предметов с почасовым распределением тем, под которые в советской школе и писались все учебники. Современные учебные программы, констатировала она, пишутся для учителей, они вариативны, и учителя вынуждены опираться на учебники, что, с одной стороны, позволяет учителю варьировать в рамках программы, а с другой, не гарантируют качественного усвоения материала. Кроме того, Любовь Духанина отметила важную роль базовых бесплатных учебников, которые на сегодняшний момент являются гарантией получения базового образования.
Первый заместитель Председателя Комитета по образованию и науке Олег Смолин
Смолин
Олег Николаевич
Депутат Государственной Думы избран по избирательному округу № 140 (Москаленский – Омская область)
выступил с критикой существующей системы образования, из которой исключено содержание, так как с 2007 года в утвержденных стандартах образования нет содержательной части. Но, по его словам, «локомотив существует не для машиниста, а для состава». Кроме того, депутат обратил внимание на огромное количество учебников, далеких от стандартов, поднял проблему наличия специализированных учебников для инвалидов. Талантливому учителю, считает Олег Смолин, конкретный учебник не нужен, а обычному хорошему учителю нужен базовый учебник.
Ректор Московского городского педагогического университета Игорь Реморенко в целом поддержал обсуждаемую концепцию, считая, что к экспертизе учебников нужно привлекать не только конкретных экспертов, но и лучших учителей из регионов, а оценку можно проводить при помощи электронных средств коммуникации.
Председатель Комитета по делам национальностей Ильдар Гильмутдинов
Гильмутдинов
Ильдар Ирекович
Депутат Государственной Думы избран по избирательному округу № 27 (Московский – Республика Татарстан (Татарстан))
поднял проблему отсутствия необходимого количества учебников на национальных языках, просил Минобрнауки найти возможность для издания таких учебников и пособий, предлагал найти правовые основы для участия в подготовке, написании и экспертизе учебников специалистов из регионов.
Депутат Татьяна Гоголева
Гоголева
Татьяна Степановна
Депутат Государственной Думы избран в составе федерального списка кандидатов, выдвинутого Всероссийской политической партией «ЕДИНАЯ РОССИЯ»
настаивала на усовершенствовании подхода к подготовке учебников по группам дисциплин. Будучи представителем Ханты-Мансийского округа, депутат подробно остановилась на подготовке группы учебников на родных языках, предлагая «комплексное системное решение по Северу, как это было во время Советского Союза», и напомнила о целевой подготовке специалистов для северных территорий на базе Санкт-Петербургского института имени Герцена, а также настаивала на госзаказе издательству Просвещение.
Депутат Александр Пятикоп
Пятикоп
Александр Иванович
Депутат Государственной Думы избран по избирательному округу 0097 (Калининградский – Калининградская область)
обратил внимание на отсутствие средств на экспертизу учебников в федеральном и региональных бюджетах и качество печати школьных учебников, в частности, издательством «Просвещение». Продемонстрировав образец одного их истрепанных за короткий срок эксплуатации пособий, предложил вернуть ответственность для издательств по гарантированному сроку эксплуатации учебников не менее пяти лет.
Говоря о качестве учебников, которые «за полгода рассыпаются», Геннадий Онищенко предложил издательству «Просвещение» вернуться к прежнему названию – Учпедгиз, и, соответственно, качеству «учебников 50–60-х годов, которыми можно было в футбол играть — и с ними ничего не случалось».
Руководитель экспертного управления РАН Сергей Сидоренко предложил повысить ответственность экспертов, сделать процедуру полностью прозрачной, а гражданам присылать в Академию наук учебники, в которых допущены ошибки.
Константин Деревянко, председатель комитета по взаимодействию с государственными и общественными организациями Российского книжного союза, отметил, что в последнее время экспертиза носит закрытый характер. Настаивая на открытости процедур и предоставлении возможности подачи апелляций по несущественным ошибкам, он указал на проблему непрофессионализма экспертов и предложил «институт экспертов развивать». По его словам, сегодня, до 90% учебных пособий, использующихся в школе, не проходят экспертизу. Константин Деревянко поднял важнейший вопрос сохранения единого понятийного аппарата через единое языковое пространство, где главным должно стать качественное преподавание русского языка, и наличие проверенных словарей и картографической продукции.
По итогам длившейся несколько часов дискуссии Комитет по образованию и науке подготовит рекомендации Правительству, Министерству образования и науки Российской Федерации и органам государственной власти субъектов Федерации.