Принятый в первом чтении законопроект будет способствовать исключению коррупциогенных факторов при заключении госконтрактов.
Как отмечается в пояснительной записке, в настоящее время в сфере госузакупок присутствует коррупционная схема вывода бюджетных средств путем участия в тендерах «фирм-однодневок». Существование подобной схемы становится возможным из‑за того, что контракт на выполнение услуг выигрывает участник, предложивший наименьшую цену. При этом, как показывает практика, данные подставные фирмы не обладают необходимыми материальными и трудовыми ресурсами.
Это происходит потому, что в действующем законодательстве заказчику предоставляется возможность не применять установленные в соответствующем законе критерии к участнику закупок:
- цена контракта;
- расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование
результатов работ;
- качественные, функциональные и экологические
характеристики объекта закупки;
- квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании
оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников
определенного уровня квалификации.
Таким образом, по мнению экспертного сообщества, в законе присутствует субъективизм при оценке конкурсных заявок.
Одобренный законопроект позволит устранить такую проблему.
Как отмечают авторы документа, закупки товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд занимают значительное место в расходной части бюджета страны и представляют собой динамично развивающуюся сферу экономики со значительным ежегодным оборотом денежных средств. Однако, по статистике, размер хищений из государственного бюджета при госзакупках оценивается ежегодно в 1 трлн рублей. Более того, за последние пять лет в количественном плане этот показатель вырос с 32 тыс. нарушений в 2010 году до более чем 80 тыс. нарушений в 2015 году.