Одобрен законопроект, который обеспечит недопуск «фирм-однодневок» до госзакупок

Предлагаемые изменения позволят устранить субъективный подход при определении заказчиком критериев и их величины значимости у подрядчика, исполнителя
Зал пленарных заседаний микрофоны

Принятый в первом чтении законопроект будет способствовать исключению коррупциогенных факторов при заключении госконтрактов.

Как отмечается в пояснительной записке, в настоящее время в сфере госузакупок присутствует коррупционная схема вывода бюджетных средств путем участия в тендерах «фирм-однодневок». Существование подобной схемы становится возможным из‑за того, что контракт на выполнение услуг выигрывает участник, предложивший наименьшую цену. При этом, как показывает практика, данные подставные фирмы не обладают необходимыми материальными и трудовыми ресурсами.

Это происходит потому, что в действующем законодательстве заказчику предоставляется возможность не применять установленные в соответствующем законе критерии к участнику закупок:

  • цена контракта;
  • расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
  • качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
  • квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.

Таким образом, по мнению экспертного сообщества, в законе присутствует субъективизм при оценке конкурсных заявок.

Одобренный законопроект позволит устранить такую проблему.

Как отмечают авторы документа, закупки товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд занимают значительное место в расходной части бюджета страны и представляют собой динамично развивающуюся сферу экономики со значительным ежегодным оборотом денежных средств. Однако, по статистике, размер хищений из государственного бюджета при госзакупках оценивается ежегодно в 1 трлн рублей. Более того, за последние пять лет в количественном плане этот показатель вырос с 32 тыс. нарушений в 2010 году до более чем 80 тыс. нарушений в 2015 году.