Законодательные аспекты стимулирования инвестиций в образование - с «круглого стола», состоявшегося в Госдуме 24 марта 2009 года

Законодательные аспекты и правоприменительная практика стимулирования инвестиций в образование обсуждены на «круглом столе» в Госдуме 24 марта.

В дискуссии, организованной Комитетом по образованию, приняли участие депутаты, представители федеральных органов исполнительной власти, учреждений профессионального образования, бизнеса, общественных объединений.

Председатель Комитета Григорий Балыхин Балыхин Григорий Артёмович Балыхин
Григорий Артёмович
Депутат Государственной Думы избран в составе федерального списка кандидатов, выдвинутого Всероссийской политической партией «ЕДИНАЯ РОССИЯ»
отметил, что в условиях мирового финансово-экономического кризиса и неблагоприятной демографической ситуации вопрос привлечения инвестиций, как бюджетных, так и частных, «приобретает чрезвычайно важное значение».

Г.Балыхин также сообщил, что по сравнению с 2008 годом инвестиции федерального бюджета в образование в 2009 году увеличены почти на 40 млрд. рублей. При этом доля частного капитала в системе образования составляет всего два процента. За полтора года действия закона о целевом капитале в вузах создано всего семь-восемь таких фондов.

В качестве причин, тормозящих частные инвестиции в образование, Г.Балыхин назвал низкую самостоятельность образовательных учреждений, низкую эффективность финансово-экономических отношений в образовательных учреждениях, несовершенство законодательства, отсутствие нормативного обеспечения частно-государственного партнерства и привлечения инвестиций в систему образования».

Заместитель министра образования и науки Владимир Миклушевский сообщил, что принятые поправки в Налоговый кодекс «улучшили ситуацию с налоговыми стимулами для работодателей в части расходов на обучение сотрудников». Кодекс позволяет налогоплательщикам включать в состав расходов затраты на обучение по основным и дополнительным профессиональным образовательным программам, профподготовку, переподготовку работников, в том числе, при получении среднего и высшего специального образования. Эта льгота действует как в отношении расходов на обучение работников, которые заключили трудовой договор с налогоплательщиком, так и тех физических лиц, которые, заключили договор, предусматривающий обязанность не позднее трех месяцев после окончания такого обучения, оплаченного налогоплательщиком, заключить с ним трудовой договор и отработать не менее года. Кроме того, с 1 января 2009 года суммы платы за обучение по основной и дополнительной профессиональным образовательным программам, за профессиональную подготовку и переподготовку работников, включаемые в состав расходов, не облагаются ЕСН. Помимо налогового стимулирования организаций, оплачивающих профессиональное обучение своих работников, от уплаты налога на доходы с 1 января освобождены все физические лица (с сумм, уплаченных за обучение). В то же время В.Миклушевский признал, что нерешенной остается проблема установления налоговых льгот для юридических лиц, которые безвозмездно финансируют образовательные учреждения.

Заместитель министра указал на ряд экономических барьеров, связанных с действующим организационно-правовым статусом государственных и муниципальных образовательных учреждений, низким уровнем самостоятельности и эффективности управления финансовыми ресурсами. Для привлечения инвестиций в образование, по его словам, важно внедрять принципы корпоративного управления, совершенствования системы управления финансовыми ресурсами, управления имуществом и инвестициями, коммерциализации научно-технической деятельности.

Исполнительный вице-президент Российского союза промышленников и предпринимателей Федор Прокопов отметил, что «коммерческое обучение без ограничений» — опасный путь. «До 50 процентов бюджета образовательных учреждений составляет платное обучение, — сказал он. — Это вызывает адекватную реакцию со стороны компаний — озабоченность тем, что платное обучение ориентировано не на спрос экономики, а на социальной спрос». Образовательные учреждения, по словам Ф.Прокопова, зарабатывают на студентах, готовят сверх потребности менеджеров, продавцов и других специалистов, а компании, которым нужны люди других профессий, отказываются от участия в судьбе таких учреждений.

Коснувшись вопроса о том, во что конкретно бизнес может и должен вкладывать средства, Ф.Прокопов сказал: «Компании понимают, что система образования находится в переходном периоде, и не ждут, что с завтрашнего дня технический бакалавриат даст полноценного специалиста. Нужна «доводка» такого специалиста либо в стенах образовательного учреждения либо непосредственно в компании. Для создания корпоративной системы «доводки» специалистов нужны колоссальные инвестиции, которых нет. Бизнес может взять на себя расходы, связанные с сокращением периода вхождения специалиста в должность — от шести до девяти месяцев — и перенести обучающие программы в стены образовательного учреждения, но только в случае, если соответствующие курсы будут разработаны совместно с компанией».

Вместе с тем, Ф.Прокопов заметил, что каждая конкретная компания готова инвестировать не в учебные заведения, готовящие специалистов для отрасли в целом, а только в подготовку определенного количества специалистов, в которых она заинтересована и готова принять на работу, то есть в собственные потребности. «При этом у работодателя должно быть право отбора выпускников: 30 человек финансирует, 10 забирает», — заметил представитель РСПП.

Аргументируя необходимость совершенствования налогового законодательства, Ф.Прокопов сказал: «Нельзя ожидать от компании, что она будет создавать базовые кафедры, корпоративные университеты в стенах учебного заведения после того, как сполна заплатит налог на прибыль».

Заместитель председателя Комитета по образованию Гаджимет Сафаралиев Сафаралиев Гаджимет Керимович Сафаралиев
Гаджимет Керимович
Депутат Государственной Думы избран в составе федерального списка кандидатов, выдвинутого Всероссийской политической партией «ЕДИНАЯ РОССИЯ»
отметил, что инвестиции в систему образования «могут иметь разные формы и виды», «многие источники и направления использования». Необходимо обеспечить всем им законодательную поддержку. В первую очередь следует разработать юридическую классификацию видов и форм инвестирования для разных субъектов и объектов образовательной деятельности. После подготовки такой классификации можно приступать к подготовке проектов нормативных правовых актов, законов или подзаконных актов, способствующих как увеличению эффективности использования инвестиций, так и стимулирующих рост инвестиций. Требуется также упорядочить использование бюджетных инвестиций, в частности, по отношению к федеральной адресной инвестиционной программе, избежать долгостроя с целью сосредоточения средств на объектах, близких к завершению и вводу в эксплуатацию. Для оценки эффективности инвестиций, по словам Г.Сафаралиева, следует разработать соответствующую систему индикаторов. Необходимо ускорить подготовку «нового интегрированного закона об образовании», концепция которого, по информации депутата, уже согласована в профильном Министерстве.

По итогам обсуждения Комитет утвердит пакет рекомендаций, адресованных Правительству, Министерству образования и науки, руководителям образовательных учреждений, работодателям и их объединениям.

Управление по связям с общественностью и взаимодействию со СМИ