Законодательные аспекты и правоприменительная практика стимулирования инвестиций в образование обсуждены на «круглом столе» в Госдуме 24 марта.
В дискуссии, организованной Комитетом по образованию, приняли участие депутаты, представители федеральных органов исполнительной власти, учреждений профессионального образования, бизнеса, общественных объединений.
Председатель Комитета Григорий Балыхин
Балыхин
Григорий Артёмович
Депутат Государственной Думы избран в составе федерального списка кандидатов, выдвинутого Всероссийской политической партией «ЕДИНАЯ РОССИЯ»
отметил, что в условиях мирового финансово-экономического кризиса и неблагоприятной демографической ситуации вопрос привлечения инвестиций, как бюджетных, так и частных, «приобретает чрезвычайно важное значение».
Г.Балыхин также сообщил, что по сравнению с 2008 годом инвестиции федерального бюджета в образование в 2009 году увеличены почти на 40 млрд. рублей. При этом доля частного капитала в системе образования составляет всего два процента. За полтора года действия закона о целевом капитале в вузах создано всего семь-восемь таких фондов.
В качестве причин, тормозящих частные инвестиции в образование, Г.Балыхин назвал низкую самостоятельность образовательных учреждений, низкую эффективность финансово-экономических отношений в образовательных учреждениях, несовершенство законодательства, отсутствие нормативного обеспечения частно-государственного партнерства и привлечения инвестиций в систему образования».
Заместитель министра образования и науки Владимир Миклушевский сообщил, что принятые поправки в Налоговый кодекс «улучшили ситуацию с налоговыми стимулами для работодателей в части расходов на обучение сотрудников». Кодекс позволяет налогоплательщикам включать в состав расходов затраты на обучение по основным и дополнительным профессиональным образовательным программам, профподготовку, переподготовку работников, в том числе, при получении среднего и высшего специального образования. Эта льгота действует как в отношении расходов на обучение работников, которые заключили трудовой договор с налогоплательщиком, так и тех физических лиц, которые, заключили договор, предусматривающий обязанность не позднее трех месяцев после окончания такого обучения, оплаченного налогоплательщиком, заключить с ним трудовой договор и отработать не менее года. Кроме того, с 1 января 2009 года суммы платы за обучение по основной и дополнительной профессиональным образовательным программам, за профессиональную подготовку и переподготовку работников, включаемые в состав расходов, не облагаются ЕСН. Помимо налогового стимулирования организаций, оплачивающих профессиональное обучение своих работников, от уплаты налога на доходы с 1 января освобождены все физические лица (с сумм, уплаченных за обучение). В то же время В.Миклушевский признал, что нерешенной остается проблема установления налоговых льгот для юридических лиц, которые безвозмездно финансируют образовательные учреждения.
Заместитель министра указал на ряд экономических барьеров, связанных с действующим организационно-правовым статусом государственных и муниципальных образовательных учреждений, низким уровнем самостоятельности и эффективности управления финансовыми ресурсами. Для привлечения инвестиций в образование, по его словам, важно внедрять принципы корпоративного управления, совершенствования системы управления финансовыми ресурсами, управления имуществом и инвестициями, коммерциализации научно-технической деятельности.
Исполнительный вице-президент Российского союза промышленников и предпринимателей Федор Прокопов отметил, что «коммерческое обучение без ограничений» — опасный путь. «До 50 процентов бюджета образовательных учреждений составляет платное обучение, — сказал он. — Это вызывает адекватную реакцию со стороны компаний — озабоченность тем, что платное обучение ориентировано не на спрос экономики, а на социальной спрос». Образовательные учреждения, по словам Ф.Прокопова, зарабатывают на студентах, готовят сверх потребности менеджеров, продавцов и других специалистов, а компании, которым нужны люди других профессий, отказываются от участия в судьбе таких учреждений.
Коснувшись вопроса о том, во что конкретно бизнес может и должен вкладывать средства, Ф.Прокопов сказал: «Компании понимают, что система образования находится в переходном периоде, и не ждут, что с завтрашнего дня технический бакалавриат даст полноценного специалиста. Нужна «доводка» такого специалиста либо в стенах образовательного учреждения либо непосредственно в компании. Для создания корпоративной системы «доводки» специалистов нужны колоссальные инвестиции, которых нет. Бизнес может взять на себя расходы, связанные с сокращением периода вхождения специалиста в должность — от шести до девяти месяцев — и перенести обучающие программы в стены образовательного учреждения, но только в случае, если соответствующие курсы будут разработаны совместно с компанией».
Вместе с тем, Ф.Прокопов заметил, что каждая конкретная компания готова инвестировать не в учебные заведения, готовящие специалистов для отрасли в целом, а только в подготовку определенного количества специалистов, в которых она заинтересована и готова принять на работу, то есть в собственные потребности. «При этом у работодателя должно быть право отбора выпускников: 30 человек финансирует, 10 забирает», — заметил представитель РСПП.
Аргументируя необходимость совершенствования налогового законодательства, Ф.Прокопов сказал: «Нельзя ожидать от компании, что она будет создавать базовые кафедры, корпоративные университеты в стенах учебного заведения после того, как сполна заплатит налог на прибыль».
Заместитель председателя Комитета по образованию Гаджимет Сафаралиев
Сафаралиев
Гаджимет Керимович
Депутат Государственной Думы избран в составе федерального списка кандидатов, выдвинутого Всероссийской политической партией «ЕДИНАЯ РОССИЯ»
отметил, что инвестиции в систему образования «могут иметь разные формы и виды», «многие источники и направления использования». Необходимо обеспечить всем им законодательную поддержку. В первую очередь следует разработать юридическую классификацию видов и форм инвестирования для разных субъектов и объектов образовательной деятельности. После подготовки такой классификации можно приступать к подготовке проектов нормативных правовых актов, законов или подзаконных актов, способствующих как увеличению эффективности использования инвестиций, так и стимулирующих рост инвестиций. Требуется также упорядочить использование бюджетных инвестиций, в частности, по отношению к федеральной адресной инвестиционной программе, избежать долгостроя с целью сосредоточения средств на объектах, близких к завершению и вводу в эксплуатацию. Для оценки эффективности инвестиций, по словам Г.Сафаралиева, следует разработать соответствующую систему индикаторов. Необходимо ускорить подготовку «нового интегрированного закона об образовании», концепция которого, по информации депутата, уже согласована в профильном Министерстве.
По итогам обсуждения Комитет утвердит пакет рекомендаций, адресованных Правительству, Министерству образования и науки, руководителям образовательных учреждений, работодателям и их объединениям.
Управление по связям с общественностью и взаимодействию со СМИ