Состоялось заседание Совета "Некоммерческого партнерства по координации использования Северного морского пути" под председательством специального представителя Президента РФ по международному сотрудничеству в Арктике и Антарктике, первого заместителя р...

19 марта 2009 года состоялось заседание Совета «Некоммерческого партнерства по координации использования Северного морского пути (СМП)» под председательством специального представителя Президента РФ по международному сотрудничеству в Арктике и Антарктике, первого заместителя руководителя фракции «Единая Россия» Артура Чилингарова Чилингаров Артур Николаевич Чилингаров
Артур Николаевич
Депутат Государственной Думы избран в составе федерального списка кандидатов, выдвинутого Всероссийской политической партией «ЕДИНАЯ РОССИЯ»
.

А.Чилингаров ознакомил с составом участвующих в заседании и с порядком работы Совета.

Членами и спонсорами «Некоммерческого партнерства по координации использования Северного морского пути (СМП)», в частности, являются следующие российские компании: ЗАО «Объединенная Промышленная Корпорация», ООО «ИТНААРИ», ОАО «ЛУКОЙЛ-Калининградморнефть», ОАО «Арктическое морское пароходство», ЗАО «Арктическая торгово-транспортная компания», ООО «Газфлот», ОАО «Дальневосточное морское пароходство», ОАО «Ленморниипроект», РНЦ «Курчатовский институт», ОАО «Ленское объединенное речное пароходство», ОАО «Моринтех», ОАО «Приморское морское пароходства», ИТЦ «Скан Экс», а также 300 представителей компаний и органов государственной власти ряда северных субъектов РФ и 7 стран. Представители США, Финляндии и Норвегии участвовали в нынешнем заседании Совета.

С отчетом о работе, проделанной в 2008 году, выступил исполнительный директор «Некоммерческого партнерства по координации использования Северного морского пути (СМП)» Владимир Михайличенко.

На этом заседании в «Некоммерческое партнерство по координации использования Северного морского пути» были приняты ФГУП «Атомфлот» и ряд представителей северных регионов РФ.

А.Чилингаров рассказал об опыте международного сотрудничества в области освоения Северного морского пути, о подготовке трансарктических рейсов. Он проинформировал участников Совета о своем назначении специальным представителем Президента РФ по международному сотрудничеству в Арктике и Антарктике, о создании в Министерстве транспорта РФ структуры, которая будет заниматься Северным морским путем, о появлении банка «Севморпуть», который должен быть привлечен к участию в работе «Некоммерческого партнерства по координации использования Северного морского пути» и о подготовке к рассмотрению законопроекта «О Северном морском пути», который разработан депутатами Госдумы и в данный момент находится на согласовании в Министерстве транспорта РФ.

Законопроект имеет целью реализацию «Морской доктрины РФ на период до 2020 года», утвержденной Президентом РФ. Законопроект предполагает централизованное государственное управление этой транспортной системой, ледокольное обслуживание и предоставление ясно регламентируемого доступа перевозчикам, в том числе иностранным.

Основной целью законопроекта является подтверждение и уточнение статуса и правового режима Северного морского пути Российской Федерации, а также связанных с его эксплуатацией мер по предотвращению и сохранению под контролем загрязнения морской среды.

Согласно законопроекту, невоенные российские и иностранные суда осуществляют проход по трассам Северного морского пути на основе подачи уведомления и заявки в администрацию и ее подтверждения о возможности проводки. Иностранные военные корабли, а также суда, находящиеся на правительственной службе, допускаются на трассы Северного морского пути только по специальному разрешению, получаемому в дипломатическом порядке.

В соответствии с мировым опытом, в законопроекте закреплен механизм окупаемости затрат на содержание и эксплуатацию ледокольного флота, получения и снабжения пользователей необходимой навигационной, гидрометеорологической и ледовой информацией, прогнозами и рекомендациями по безопасному плаванию и тому подобное.

Кроме того, в законопроекте отражен запрет сброса загрязняющих веществ судами при следовании по трассам Северного морского пути либо захоронения отходов и материалов. Администрация Северного морского пути получает право производить контрольные осмотры, а при наличии достаточных оснований выводить суда с трасс Северного морского пути, направлять в правоохранительные органы России документы для решения вопроса о преследовании «загрязнителей».

В соответствии с мировым опытом, в законопроекте закреплена платность предоставления услуг на трассах Севморпути. Плата должна погашать затраты на содержание и эксплуатацию ледокольного флота, стоимость необходимой навигационной, гидрометеорологической и ледовой информации, прогнозов и рекомендаций для бесплатного плавания, передаваемых капитанам судов, возможных затрат на ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций и т. п.

Основными пользователями Северного морского пути в России сегодня являются «Норильский никель», «Газпром», «ЛУКОЙЛ», «Роснефть», Красноярский край, Якутия и Чукотка. По сравнению с 80-ми годами объем перевозок по Северному морскому пути снизился примерно в 5–6 раз с 6–8 млн тонн грузов в год. Международный транзит исчисляется примерно 200 тыс. тонн грузов в год.

Россия намерена в ближайшие годы значительно расширить объемы грузоперевозок по Северному морскому пути. Имеющийся у России атомный ледокольный флот и сейчас способен обеспечить надежную проводку судов.

Дополнительные возможности для активного использования Севморпути будут созданы в результате реализации плана строительства в России до 2020 года шести мощных атомных ледоколов с энергетическими установками нового типа.