Участники «круглого стола» в Госдуме обсудили правовые аспекты развития цирка

10 марта Комитет по культуре провел «круглый стол» на тему: «Развитие циркового искусства в современных условиях и правовые аспекты его обеспечения».

В дискуссии приняли участие депутаты, представители министерств и ведомств, руководители государственных цирковых компаний, предприятий и учреждений, представители цирковых коллективов других форм собственности, творческих объединений, общественных организаций, выдающиеся деятели циркового искусства.

Открыла и вела «круглый стол» заместитель Председателя Госдумы Светлана Журова Журова Светлана Сергеевна Журова
Светлана Сергеевна
Депутат Государственной Думы избран по избирательному округу № 111 (Всеволожский – Ленинградская область)
. Она отметила, что проблемы цирка впервые обсуждаются на уровне Государственной Думы. «Цирк — особенное явление в нашей жизни, — сказала С.Журова. — Здесь с постоянной смертельной опасностью уживается изумительная и лихая клоунада, сумасшедшие трюки — с красивыми балетными номерами». По словам С.Журовой, цирк — это еще и один из российских брендов, хорошо известных за рубежом.

Участники «круглого стола» обсудили вопросы финансирования, разграничения собственности на имущество цирков, совершенствования циркового образования, а также вопрос о том, чьей собственностью должны быть цирки — федеральной, региональной или частной.

Председатель Комитета по культуре Григорий Ивлиев Ивлиев Григорий Петрович Ивлиев
Григорий Петрович
Депутат Государственной Думы избран в составе федерального списка кандидатов, выдвинутого Всероссийской политической партией «ЕДИНАЯ РОССИЯ»
отметил, что цирковые представления в России ежегодно посещают десятки миллионов зрителей. В рамках федеральной целевой программы на подготовку номеров циркового искусства выделается от 20 до 25 млн. рублей в год. С 2003 по 2008 год Росгосцирк ежегодно получал субсидии из федерального бюджета в размере 312 млн. рублей. В 2009 году размер субсидий увеличен до 599 млн. рублей. По словам председателя Комитета, назрела необходимость разработать нормативную базу, регламентирующую деятельность цирков, что «сделает возможным дальнейшее использование цирками государственного имущества строго по целевому назначению», а также «положительно повлияет на оптимизацию условий хозяйствования в современных экономических условиях», «позволит наиболее эффективно распределять материальные, творческие и трудовые ресурсы».

Заместитель министра культуры Екатерина Чуковская заметила, что принятое летом 2006 года постановление Правительства о реорганизации Российской государственной цирковой компании, предусматривающее в том числе и сохранение единого имущественного комплекса, пока не реализовано.

Вячеслав Полунин, художественный руководитель им же созданного международного культурного центра, рассказал, что еще в 1980 году он организовал в России первый частный театр клоунады, который был полностью самоокупаемым. Вместе с тем, он признал, что не все цирковые жанры могут себя окупать. Для того чтобы цирковое искусство развивалось, по словам В.Полунина, оно должно быть, прежде всего, доступным для зрителя. Кроме того, нужны новые цирковые программы, с новыми идеями, новым стилем, новыми возможностями.

Генеральный директор Росгосцирка Мстислав Запашный сообщил, что в государственную компанию входят 78 предприятий, со штатом по 150 человек в каждом. В составе пятидесяти программ занято 1700 артистов и две с половиной тысячи животных, которые требуют содержания, кормления, лечения и транспорта. Несмотря на многочисленные трудности, с которыми пришлось столкнуться в 90-е годы, российский цирк, по словам М.Запашного, остался «единым и неделимым» и «не подлежит банкротству». Компания Росгосцирк находится в подчинении Министерства культуры и управляет государственным имуществом цирков, находящихся на территории России и вошедших в ее состав.

По словам М.Запашного, на модернизацию всех цирков России требуется 24 млрд. рублей. В числе проблем, мешающих нормальной работе цирка в современных условиях, М.Запашный назвал непомерно высокие региональные налоги на землю и на имущество. Так, с 2006 по 2008 год налог на землю увеличился с шести тысяч до девяти миллионов рублей в год.

Директор Краснодарского государственного цирка Михаил Михайлов высказался за сохранение цирков в государственной собственности. Он заметил, что без поддержки государства цирк перестанет быть доступным для широкого круга зрителей.

Директор Государственного цирка Удмуртии Дмитрий Иванов рассказал, что его предприятие, находясь в государственной собственности, не получает бюджетных средств и работает с прибылью. По решению органа законодательной власти Удмуртии цирк освобожден от налогов на имущество и на землю, которые составляют 24 миллиона рублей в год. «Мы содержим штат — двести человек, принимаем программы компании Росгосцирк, — сказал он. — Но качество этих программ оставляет желать лучшего». По мнению Д.Иванова, в рыночных условиях идея сохранения единого имущественного комплекса не является догмой. Ряд цирков, считает Д.Иванов, модно передать в ведение субъектов Федерации. Но делать это нужно «аккуратно», следует ввести на законодательном уровне запрет на перепрофилирование цирков.

Директор Большого Санкт-Петербургского государственного цирка Григорий Гапонов предложил разработать и принять законодательство о цирковой и гастрольной деятельности.

Заслуженный артист культуры, дрессировщик Аскольд Запашный считает, что единственный возможный вариант развития цирка в современных условиях — быть коммерчески успешным, окупаться и не получать бюджетных средств. «Реорганизация, кардинальное изменение подхода к тому, что существует сейчас в цирке, — единственно возможный вариант выхода из кризиса, в котором мы находимся», — сказал А.Запашный. Централизованная форма управления цирками, по его словам, может быть приемлема только при условии внутреннего и внешнего контроля, который позволит сделать цирковую деятельность прозрачной.

Директор Екатеринбургского государственного цирка Анатолий Марчевский указал на отсутствие государственной политики в области культуры и четкого понимания, для чего нужна культура. Он предложил внести в Основы законодательства о культуре новый раздел — «Цирковое искусство» и отнести цирки к категории детских театров, не подлежащих ни приватизации, ни ликвидации, ни отчуждению.

Директор Государственного училища циркового и эстрадного искусства им. М.Н. Румянцева (Карандаша) Валентина Савина высказалась за введение госзаказа на подготовку артистов цирка.

Член Комитета по культуре Вячеслав Кущев Кущев Вячеслав Митрофанович Кущев
Вячеслав Митрофанович
Депутат Государственной Думы избран в составе федерального списка кандидатов, выдвинутого Всероссийской политической партией «ЕДИНАЯ РОССИЯ»
, давая оценку современному цирку, сказал: «Факт остается фактом: цирк серьезно болен». По его словам, современному зрителю нужен цирк с яркими номерами, программами, артистами. «Надо понимать, куда будут потрачены миллиарды, какая перспектива нас ждет», — сказал депутат.

Первый заместитель председателя Комитета по культуре Елена Драпеко Драпеко Елена Григорьевна Драпеко
Елена Григорьевна
Депутат Государственной Думы избран по избирательному округу № 214 (Северо-Восточный – город Санкт-Петербург)
считает, что на постановку новых программ не обязательно тратить миллиарды. «Не этим был славен наш цирк, а мастерством, ювелирным исполнением номеров», — сказала она. По мнению Е.Драпеки, в современных условиях частные цирки должны сосуществовать с государственными.

Управление по связям с общественностью и взаимодействию со СМИ