Комитет по охране здоровья провел «круглый стол» на тему: «О совершенствовании законодательного регулирования социальной рекламы».
В дискуссии приняли участие депутаты, представители министерств и ведомств, общественные организации, специалисты в области рекламы.
«Социальная реклама, сказала председатель Комитета Татьяна Яковлева
Яковлева
Татьяна Владимировна
Депутат Государственной Думы избран в составе федерального списка кандидатов, выдвинутого Всероссийской политической партией «ЕДИНАЯ РОССИЯ»
, открывая „круглый стол“, – это единственный вид рекламы, которая ничего не продает. Она обращается к человеку не как к покупателю, а как к гражданину, способному реагировать на государственный или важный социальный проект. Это пропаганда нормальных взаимоотношений между людьми – в семье, коллективе, обществе. Это побуждение соблюдать законы и творить добро».
Ни одна реформа в России, отметила Татьяна Яковлева
Яковлева
Татьяна Владимировна
Депутат Государственной Думы избран в составе федерального списка кандидатов, выдвинутого Всероссийской политической партией «ЕДИНАЯ РОССИЯ»
, не будет успешной без надлежащей информационной поддержки. Так было с пенсионной реформой. Учитывая этот опыт, на информационное сопровождение реализуемых с 2006 года национальных проектов предусмотрено 600 млн. рублей. Но, по словам Т.Яковлевой, эта информация «не достаточно обращена к народу». В результате доля положительных материалов в общем информационном фоне вокруг проекта «Здоровье» составляет лишь 30–35%. Столько же отрицательных и нейтральных. По результатам всероссийского опроса общественного мнения, половина россиян оценивают состояние здравоохранения как плохое, 28 процентов опрошенных считают, что оно ухудшается, а 42 процента граждан полагают, что оно остается без изменений.
«Работу с широкими слоями населения нельзя признать успешной, — констатировала Т.Яковлева. — Уровень доверия общества к государственным социальным инициативам остается низким, а уровень критики и скепсиса – высоким. Следует сместить акценты в информационно-разъяснительной работе в сторону населения, то есть шире задействовать рычаги социальной рекламы».
Обратившись к зарубежному опыту, Т.Яковлева рассказала, что в США, государстве, которое считается родоначальником социальной рекламы, существует специальный орган – Рекламный совет. Он координирует деятельность правительственных, общественных и коммерческих организаций в области социальной рекламы. Помимо рекламных компаний, Совет проводит исследования и выявляет наиболее серьезные общественные проблемы. Если тема имеет национальный масштаб, принимается решение о проведении кампании, нанимаются лучшие рекламные агентства. При этом создание социальной и коммерческой рекламы оплачивается по одним и тем же тарифам, а СМИ публикуют или дают в эфир социальную рекламу, как правило, бесплатно. На такую рекламу США тратят около 800 млн. долларов в год. Основным заказчиком социальной рекламы в США выступает Правительство. Оно выделяет деньги, но не диктует темы.
В качестве основного коммуникационного инструмента, помогающего решать сложные общественные проблемы, социальная реклама активно используется в Великобритании, Германии и Италии.
Если на Западе социальная реклама – индустрия, то в России это пока только хобби.
«У нас полностью отсутствует государственная концепция социальной рекламы, имеющая научное обоснование. Нет единого органа, который бы координировал деятельность в этой области. Недостаточно активны субъекты социальной рекламы. Недоверие населения к рекламе в целом зачастую распространяется и на социальную рекламу», — сказала Т.Яковлева.
Развитию социальной рекламы в России во многом мешает «отсутствие комплексной технологии диагностики профилактики и решения многих социальных проблем». Нет механизмов оптимального взаимодействия между участниками рынка социальной рекламы: заказчиками, производителями и потребителями. Отсутствует поддержка компаний, производящих социальную рекламу. Нет льгот по размещению такой информации в эфире и в печати. Кроме того, «ни о каком планировании размещения рекламных роликов в СМИ на федеральном уровне говорить не приходится». Министерства заказывают рекламные кампании «крайне редко и бессистемно».
«Необходима тщательно продуманная стратегия, составленная при участии всех заинтересованных субъектов: государства, бизнеса и некоммерческого сектора», — подчеркнула Т.Яковлева. Она предложила законодательно обязать государственные СМИ заключать договор о безвозмездном распространении социальной рекламы, если она произведена по заказу органов государственной власти и местного самоуправления. Реальным стимулом для привлечения частных лиц к созданию и распространению такой рекламы могут стать налоговые льготы как для юридических, так и для физических лиц. Важно также определить объем эфирного времени или печатной площади для размещения логотипа спонсоров или государственных рекламодателей, чтобы они не доминировали над социальной составляющей.
Заместитель председателя Комитета по экономической политике, предпринимательству и туризму Владимир Мединский
Мединский
Владимир Ростиславович
Депутат Государственной Думы избран в составе федерального списка кандидатов, выдвинутого Всероссийской политической партией «ЕДИНАЯ РОССИЯ»
согласился с необходимостью совершенствования законодательства о рекламе. По его словам, надо определить основного заказчика социальной рекламы. «У государственных органов должны быть деньги на производство такой рекламы, а СМИ, имеющие государственных учредителей или государственных участников, должны бесплатно выделять информационное пространство для ее размещения. При этом целесообразно сразу оговорить количество: например, 30 секунд в час на телевидении и радио и 5 процентов от рекламного пространства в печатных СМИ», — предложил он.
Заместитель председателя Комитета по охране здоровья Николай Герасименко
Герасименко
Николай Федорович
Депутат Государственной Думы избран в составе федерального списка кандидатов, выдвинутого Всероссийской политической партией «ЕДИНАЯ РОССИЯ»
отметил, что в СМИ, особенно электронных, «идет колоссальная реклама алкоголя и табака, но нет абсолютно никакой социальной рекламы». Государство выделяет деньги телевизионным каналам. На них создаются фильмы, передачи, но социальной рекламы нет.
Президент Союза создателей социальной рекламы Дмитрий Коробков также признал, что несмотря на ряд удачных акций, системной социальной рекламы в России нет, а качество проводимых время от времени кампаний оставляет желать лучшего. В числе вопросов, требующих «системной работы», Д.Коробков назвал формирование образа «нового россиянина», разъяснение сути проводимых в стране реформ и формирование духовно-нравственных ценностей. «Реальность во многом зависит от настроения в обществе. Создать такое настроение поможет социальная реклама», — уверен он. России нужна «система социальных коммуникаций». Требуется разработать модель формирования национальной идеологии и пропаганды. Необходим специальный орган, который будет заниматься социальной рекламой и нести ответственность за ее качество. Из двух возможных подходов к социальной рекламе – общественного и государственного – в России, по словам Д.Коробкова, должен возобладать второй, а потому органом, формирующим единую систему социальных коммуникаций должна стать государственная корпорация.
В ходе обсуждения предлагалось законодательно разграничить социальную рекламу в зависимости от источников финансирования; внести изменения в бюджетное законодательство, предусматривающие возможность выделения из бюджетов всех уровней целевых средств для размещения на конкурсной основе государственного (муниципального) заказа на производство социальной рекламы. Указывалось также на необходимость определить государственный орган, который будет осуществлять контрольно-надзорные функции в сфере социальной рекламы и выдавать предписания о запрете распространения социальной рекламы, вызывающей негативные последствия.
Управление по связям с общественностью и взаимодействию СМИ