11 декабря Комитет по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления провел круглый стол на тему: «Автомобильные дороги местного значения: вопросы строительства, реконструкции, ремонта и содержания».
В заседании приняли участие депутаты Государственной Думы, представители Министерства транспорта, главы регионов и муниципальных районов, Федерального дорожного агентства, экспертного сообщества, а также компаний, занимающихся дорожным строительством.
Председатель Комитета по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления Алексей Диденко
Диденко
Алексей Николаевич
Депутат Государственной Думы избран по избирательному округу № 181 (Томский – Томская область)
полагает, что на сегодня «принципиально важно определить реальные потребности для ремонта дорог местного характера». «На федеральном уровне нужно обновить методическую базу, закрепить дополнительные источники для строительства и реконструкции местных дорог», — уверен А.Диденко. «Логично зачислять транспортный налог в бюджет муниципалитета», — продолжил он, сказав, что это позволит привлечь сотни миллионов рублей в дорожные фонды. Кроме того, он предложил перенести крайний срок оплаты имущественных налогов с декабря на октябрь.
Член Комитета по аграрным вопросам Виктор Кидяев
Кидяев
Виктор Борисович
Депутат Государственной Думы избран в составе федерального списка кандидатов, выдвинутого Всероссийской политической партией «ЕДИНАЯ РОССИЯ»
отметил, что при той цене на строительство километра асфальтированной дороги, которую называют эксперты, — в среднем по России это 59 миллионов рублей — для многих российских муниципалитетов содержание, текущий ремонт и реконструкция дорог являются крайне сложными, не говоря о прокладке новых.
Он напомнил, что надзорные органы требуют исполнения дорожных нормативов. Так, Еланцинское сельское поселение в Иркутской области при бюджете 16 млн рублей по решению суда должно построить и отремонтировать 100 километров дорог. Онгуренское сельское поселение ГИБДД обязало администрацию установить перед школой знаки, «лежачего полицейского» и «зебру» по нормативам.
«Мы предлагаем вернуться к вопросу о наделении муниципалитетов правом на добычу песка, глины и щебня в целях дорожного строительства и ремонта. Это сократит затраты местных бюджетов на исполнение дорожных полномочий», — полагает Виктор Кидяев
Кидяев
Виктор Борисович
Депутат Государственной Думы избран в составе федерального списка кандидатов, выдвинутого Всероссийской политической партией «ЕДИНАЯ РОССИЯ»
.
О недостаточном финансировании говорил и директор Департамента государственной политики в области дорожного хозяйства Министерства транспорта России Игорь Костюченко. По его словам, только 40% дорог местного значения отвечают нормативным требованиям.
Представители регионов говорили о том, что выделяемых средств едва хватает, чтобы ремонтировать те дороги, которые были построены 40–50 лет назад. Трассы подсыпают асфальтом бывшем в употреблении и строительным мусором, который достается муниципалитетам бесплатно. Аудитор Счетной Палаты России Валерий Богомолов также подтвердил, что выделяется недостаточно денег для строительства и ремонта дорог местного значения, но и управление имеющимися деньгами оставляет желать лучшего. «Использование дорожных фондов на низком уровне — всего 88%, также как и использование межбюджетных трансфертов», — сказал В.Богомолов.
Заместитель председателя Комиссии Общественной палаты России по ЖКХ и дорожному строительству Петр Орлов считает, что «Минтрансом и Государственной Думой было принято правильное решение – сосредоточить усилие на поддержке федеральных дорог». Он привел данные, по которым финансирование строительства местных дорог за последние несколько лет возросло в 5 раз.
По итогам «круглого стола» Комитетом по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления подготовлены рекомендации для Государственной Думы, Министерства финансов, Министерства транспорта, органам местного самоуправления.