Поздравляю вас с 2018 новым годом! Счастья, удачи и хорошей работы!
Начавшийся новый год насыщен знаковыми событиями. Понятно, что они будут влиять на нашу с вами повестку. Но было бы правильно сосредоточиться на нашей рутинной законотворческой работе, потому что именно через принятие законов мы с вами выходим на решение проблем. Этого ждут от нас граждане и, конечно, страна. Вот об этом и хотелось бы поговорить.
У нас в настоящее время находится на рассмотрении 1338 законопроектов. Из них 606 на стадии предварительного рассмотрения в комитетах, 449 готовятся комитетами для рассмотрения в первом чтении, 227 готовятся к рассмотрению во втором чтении, три – к рассмотрению в третьем чтении. И по трем ранее отклоненным мы с вами отрабатываем процедуру дальнейшего рассмотрения и ведем диалог с нашими коллегами из Совета Федерации.
Уважаемые коллеги, при определении приоритетов нашей работы нам необходимо ориентироваться на наиболее актуальные вопросы, которые важны для наших граждан и избирателей. Хотелось бы, чтобы мы рассматривали законопроекты, с одной стороны, те, которые должны создать условия для развития экономики и социальной сферы, с другой стороны, наши решения должны предупреждать появляющиеся вопросы и проблемы. Вопросы, которые приходят к нам вопреки нашему желанию.
В этом году мы с вами продолжим работу над законодательным обеспечением реализации Послания Президента Федеральному Собранию. Вы знаете, что в прошлом году нами принято то количество законов, которое было необходимо для выполнения Послания в 2017 году – 74 закона, в этом году нам необходимо принять 23 законопроекта.
Мы ведем диалог с правительством, который не прекращался во время отпусков. Сейчас можно сказать, что мы ждем от правительства внесения в Государственную Думу 16 законопроектов в части законодательного обеспечения Послания Президента Федеральному Собранию, и семь законопроектов готовы внести как депутатские инициативы. Поэтому нам есть чем заняться в ближайшее время.
Более системный подход, который мы применили для реализации Послания, было бы правильно распространить и на законодательное обеспечение других решений и стратегических задач, поставленных президентом. Это существенно сократит срок реализации решений и повысит качество. Хочу еще раз подчеркнуть, что системный подход показал свою эффективность и слаженную работу вместе с правительством, Советом Федерации, экспертными сообществами. Его надо распространить на такие сферы как повышение доступности жилья для граждан, тем более, что эти поручения президентом уже даны, защита прав дольщиков, реализация инициатив в сфере демографической политики, развитие инвестиционного климата, создание дополнительных механизмов для возврата капиталов в Россию.
И еще одним приоритетом в рамках открывающейся сессии предлагаю рассмотреть вопросы законодательного обеспечения цифровой экономики. В данной сфере важно добиться создания условий для реализации идей и проектов, чтобы мы могли производить и со своей стороны экспортировать высокотехнологичную продукцию, технологии в сфере IT, а для этого, конечно, нам нужно сделать все, чтобы были условия. И это вопросы законодательного регулирования.
Вопросы цифровой экономики находятся в очень широком диапазоне. Мы с этим, коллеги, столкнулись уже в прошлом году, изучая эти вопросы вместе с профильными комитетами и экспертным сообществом. В этой связи было бы правильно, чтобы мы структурировали эту работу и по каждому направлению в рамках наших трех профильных комитетов создали рабочие группы, учитывая, что цифровая экономика – это отношения человека и робота, это искусственный интеллект, это работа и анализ больших данных, это регулирование криптовалют, это медицина будущего. И, говоря в целом об этой сфере, коллеги, хочу просто привести некоторые цифры, которые позволят нам многие вопросы решить в экономике. До 2025 года, по мнению экспертов, это может дать прирост нашего внутреннего валового продукта на 9 трлн рублей. Поэтому, конечно, мы должны этот вопрос для себя определить стратегическим приоритетом и заниматься им не только в течение весенней сессии, но и в последующее время.
И, конечно, коллеги, когда мы говорим с вами о цифровой экономике, нужно понимать, что есть вопросы, которые фактически рядом, и по ним решение может быть куда более простое, но при этом оно позволяет экономить большие ресурсы, устранять монотонный, дублирующий труд, сокращать бумажный оборот в управлении экономики. Речь идет, например, о целом ряде инициатив в сфере электронного документооборота, в ведении личных дел, трудовых книжек и других документов в электронном виде, развитии облачных сервисов хранения информации и межведомственного обмена данными. У нас этот законопроект находится уже на рассмотрении в комитете. Было бы правильно его рассмотреть в приоритетном порядке, учитывая, что применение современных цифровых технологий в этих областях способно дать хороший результат, повышение эффективности работы, это миллиарды рублей экономии и, самое главное, возможность создания новых высокотехнологичных рабочих мест.
Уважаемые коллеги! В ходе нашей предыдущей работы мы вышли на оптимальный формат обсуждения вопросов актуальной повестки, повестки, которая волнует наших граждан. Речь идет о формате больших слушаний в Парламенте, когда мы с вами обсуждали самые насущные вопросы. Сейчас формируется повестка на весеннюю сессию. Мы уже вчера на Совете Государственной Думы обсуждали ряд вопросов, и были предложения, связанные с проведением таких слушаний. Если вы не возражаете, можно было бы продолжить эту практику и в текущем году и ряд тем озвучить, по которым нам важно будет услышать мнение граждан. Это создание делового климата и развитие конкуренции. Тема очень важная, и очень большой запрос от деловых сообществ, от экспертов – рассмотрение именно этой проблематики в формате больших слушаний. Давайте мы посмотрим и найдем возможность рассмотрения этих вопросов именно в формате большом, именно в формате диалога для того, чтобы с участием деловых сообществ, экспертов, профессионалов эту тему нам обсудить в зале пленарных заседаний.
У нас есть вопрос совершенствования налоговой системы. Есть поручение президента, и мы с вами приступили к рассмотрению этого вопроса. Было бы правильно продолжить изучать эту тему, также привлекая экспертные круги, науку с тем, чтобы мы свое мнение могли уже формировать.
И тема, о которой ранее не говорилось, – это формирование правовых условий финансирования и развития цифровой экономики. У нас уже по инициативе комитета данный вопрос предложен на рассмотрение в начале февраля. Было бы правильно также вынести этот вопрос на большие слушания с тем, чтобы сформировать позицию.
И вот еще о чем хотелось бы сказать: мы проводим социологические исследования, их заказывает Государственная Дума, и по итогам исследований декабря и всего прошлого года граждане хотят получать больше информации о том, как депутаты контролируют реализацию уже принятых законов. Хотят, чтобы депутаты оценивали и анализировали правоприменительную практику, как законы работают, насколько они эффективны. Исходя из исследований, существует запрос на более активную работу в избирательных округах, поддержку инициатив граждан, регулярные отчеты граждан о проделанной работе. Это нас обязывает к более эффективной реализации представительных полномочий. Эти социологические исследования по заказу Государственной Думы провел ВЦИОМ.
Уважаемые коллеги, граждане ждут от нас конкретных результатов в решении важных вопросов — давайте постараемся их оправдать. Когда речь шла об исследованиях, открытость — это важный элемент в работе Государственной Думы, запрос на это есть, следуя ему, также как и в прошлом году, хотелось бы ряд цифр назвать, которые характеризуют нашу с вами работу в плане финансовых расходов.
У нас в 2016 году экономия была 779 млн рублей, по итогам 2017 года у нас экономия составила 706 млн 320 тыс. рублей. При этом мы все те задачи, которые Аппарат должен был решить – решили. И что важно, в рамках этой экономии нам удалось снизить затраты на закупки на 130 млн 700 тыс. рублей, при этом все закупки были сделаны. Созданная система контроля и аудита за закупками позволила нам решить эту задачу и оптимизировать расходы. На транспортных расходах экономия Государственной Думы 222 млн 400 тыс., экономия по статье на выплаты по оплате труда депутатов и их помощников – сотрудников аппарата, составила 55 млн 500 тыс. рублей, а на оплате труда помощников депутатов в регионах мы сэкономили 203 млн 800 тыс.
Также отмечаем рост поездок депутатов в свои округа, но при этом экономия на использовании залов официальных делегаций составила по итогам года 44 млн 600 тыс. Единственная статья, где был перерасход на 58 млн – это как раз расходы связанные с поездками в регионы. Они у нас полностью компенсированы за счет огромной экономии по другим статьям: расходы на поездки в округа, расходы на организацию поездок депутатов в регионы нужно повышать. У нас есть теперь такая возможность, мы сокращаем расходы на госзакупки, у нас сократились расходы на командировки за границу. У нас много статей менее приоритетных, где удалось сэкономить. За счет этого мы можем создать условия для работы в регионах, чтобы запрос граждан, который мы увидели в социологических исследованиях, мог бы быть реализован.
Успехов в новом году в реализации того, что от нас с вами хотят избиратели.
Спасибо.