Участники парламентских слушаний обсудили вопросы стратегического планирования в системе образования
Комитет по образованию и науке провел парламентские слушания на тему: «О стратегическом планировании развития образования в Российской Федерации».
«Образование и наука определяют будущее любого государства, констатировал председатель Комитета Вячеслав Никонов
Никонов
Вячеслав Алексеевич
Депутат Государственной Думы избран в составе федерального списка кандидатов, выдвинутого Всероссийской политической партией «ЕДИНАЯ РОССИЯ»
. — Современный мир — это мир знаний. Он очень динамично развивается, а система образования и науки является одной из самых крупных в обществе и экономике. Это 35 млн. человек, из которых 30 млн. учатся, а 5 млн. учат».
В.Никонов сообщил, что консолидированный бюджет образования составляет 3,2 трлн. рублей, а к 2020 году достигнет 3,8 трлн. рублей.
«В то же время, — заметил В.Никонов, — образование — одна из самых долгоиграющих отраслей. Для того чтобы подготовить специалиста со среднеспециальным образованием, требуется 17 лет, с высшим — 19 лет. И если сегодня что‑то менять, результат будет заметен только к концу 30-х годов».
Но мир меняется стремительно, каждые два года объем знаний, накопленных человечеством, удваивается. Кардинально меняется ситуация на рынке труда. С развитием технологий и искусственного интеллекта многие традиционные специальности будут исчезать. В их числе могут оказаться водители, продавцы. Перспективными станут специалисты 3-D технологий, которых пока в России не готовят.
«Возникает вопрос, как мы станем приспосабливать свое общество, потому что именно это будет определять конкурентоспособность нашей страны на международной арене, — отметил В.Никонов. — Мы существуем в очень жестком окружении, где нашими оппонентами выступают страны, находящиеся на самом передовом краю научно-технического прогресса».
Между тем, закон о стратегическом планировании принят, а стратегии развития образования до сих пор нет. При этом, по словам В.Никонова, существует огромное количество маленьких стратегий, подстратегий, которые охватывают те или иные сферы образования, но не все поле. Некоторые подотрасли, например, дошкольное образование, вообще выпадают из стратегического планирования.
Первый заместитель министра образования и науки Валентина Переверзева сообщила, что в настоящее время Министерство формирует межведомственную рабочую группу по подготовке отраслевой стратегии развития образования. Проект должен появиться в первом квартале 2018 года.
Первый заместитель председателя Комитета по образованию и науке Олег Смолин
Смолин
Олег Николаевич
Депутат Государственной Думы избран по избирательному округу № 140 (Москаленский – Омская область)
уверен: развитие образования — вопрос национальной безопасности.
«Давно доказана прямая связь между образованием и модернизацией в стране, — заметил он. — Но несмотря на огромные деньги, которые идут на образование, государственные расходы составляют всего 3,6% ВВП, а нужно как минимум 4,7%. Чем больше страна нуждается в модернизации, тем выше должны быть расходы на образование. Вторая проблема — статус педагогического работника. В 75 из 85 регионов указ Президента в части оплаты учительского труда не исполняется. Разрыв в учительской зарплате по регионам достигает 4,8 раза — от 20 тысяч до 96 тысяч рублей при средней нагрузке 28 уроков в неделю. В стратегии нужно привязать зарплату учителей к средней по стране и зафиксировать, что это оплата за одну ставку».
«При всем многообразии проектов и программ, которые реализуются в рамках стратегического планирования, мы часто не обращаем внимания на то, что, реализуясь, они не подвергаются оценке, — заметил представитель Высшей школы экономики Сергей Косарецкий. — Количество инициатив несопоставимо с количеством материалов, анализирующих их успешность и результативность. Мы ставим цели, заглядываем вперед, заявляем многообразие показателей, которых желаем достичь, но не очень хорошо понимаем, что происходит в настоящем. Не умеем в должной мере извлекать уроки из прошлого, тех реформ, которые уже были реализованы».
Участники слушаний говорили о новом образовательном укладе, новых образовательных циклах, недостатке высокопроизводительных и продуктивных рабочих мест. Отмечалось, что 25% учащихся не овладевают фундаментальными знаниями в общеобразовательной школе. Предлагалось учесть все эти проблемы в будущей стратегии развития образования и соотнести ее со стратегией развития промышленности и рынка труда.