Комитет по природным ресурсам, природопользованию и экологии провел круглый стол на тему «Актуальные проблемы обеспечения развития рынка драгоценных металлов и драгоценных камней»

17 февраля Комитет Государственной Думы по природным ресурсам, природопользованию и экологии провел круглый стол на тему «Актуальные проблемы обеспечения развития рынка драгоценных металлов и драгоценных камней».

Подчеркивая необходимость принятия оперативных мер для оздоровления ситуации в отрасли, председатель Комитета Наталья Комарова Комарова Наталья Владимировна Комарова
Наталья Владимировна
Депутат Государственной Думы избран в составе федерального списка кандидатов, выдвинутого Всероссийской политической партией «ЕДИНАЯ РОССИЯ»
отметила:

Одна из причин снижения в последнее время уровня добычи драгоценных металлов из россыпных месторождений — увеличение издержек, связанных с производством. Несмотря на то, что в мире наблюдаются тенденции роста цен на драгоценные металлы, это повышение не компенсирует увеличение себестоимости добычи драгоценных металлов.

Система лицензирования поисковых, разведочных и добычных работ не стимулирует их развития. Причина — забюрократизированная процедура получения прав пользования недрами, как для геологического изучения, так и для разведки и добычи. В среднем от подачи заявки до получения лицензии проходит 17 месяцев; число обращений в согласующие органы для получения разрешительной и отчетной документации в сфере недропользования доходит до 20. В результате, недропользователи вынуждены длительное время ожидать исполнения процедур, определенных законодательством.

Мы считаем, что одним из сдерживающих факторов для развития ювелирной и алмазогранильной промышленности России является взимание налога на добавленную стоимость с золота, продаваемого в слитках. В мировой практике продажа золота в слитках не облагается НДС. Действующим законодательством предусмотрено освобождение от НДС при покупке золота только при использовании «металлических» счетов в банках. При продаже золота ювелирным и иным предприятиям, а также физическим лицам, взимается НДС со всей стоимости по максимальной ставке.

На развитие ювелирной промышленности оказывают негативное влияние таможенные пошлины на ввоз импортного технологического, лабораторного, и ювелирного оборудования, не изготавливаемого в Российской Федерации, а также на ввоз драгоценных камней, не добываемых в Российской Федерации.

Еще одной проблемой является нелегальный оборот драгоценных камней и металлов. Согласно экспертным оценкам, годовой объем реализации незаконно ввезенной ювелирной продукции иностранного производства составляет не менее 50 млрд. рублей, что ограничивает развитие российской ювелирной промышленности.

Стоит отметить, что в настоящее время рынок драгоценных металлов и драгоценных камней России подвержен избыточному регулированию и контролю со стороны десятка административных органов. Для повышения конкурентоспособности по сравнению с аналогичными зарубежными компаниями, участники рынка драгоценных металлов и драгоценных камней должны быть защищены от необоснованного вмешательства органов государственного надзора в их деятельность и от возможности возникновения необоснованной зависимости их экономики от действия органов государственного надзора.

В ходе круглого стола обсуждались инициативы о внесении изменений в Налоговый кодекс в части распространения дифференцированного подхода к НДПИ при добыче концентратов и других полупродуктов, содержащих драгоценные металлы, в зависимости от горно-геологических и географо-экономических условий разработки. Рассматривался вопрос об установлении нулевой налоговой ставки по НДПИ на концентраты и другие полупродукты, содержащие драгоценные металлы, получаемые при добыче драгоценных металлов из мелких россыпных месторождений. Кроме того, действенной может стать такая мера стимулирования, как установление нулевой налоговой ставки по НДС при реализации драгоценных металлов в слитках юридическим и физическим лицам.

Комитет планирует обратиться в Правительство с просьбой ускорить внесение на рассмотрение Государственной Думы проектов законодательных актов, изменяющих Закон Российской Федерации «О недрах» в части обеспечения возможности применения «заявочного» принципа на проведение геологоразведочных работ за счет средств недропользователя и установления критериев выбора конкурсов или аукционов на право пользования недрами.

Участники круглого стола предлагают рассмотреть вопрос о внесении изменений в статью 192 Уголовного кодекса Российской Федерации в части отмены уголовной ответственности за уклонение от обязательной продажи добытых и произведенных драгоценных металлов и драгоценных камней государству.

В ходе дискуссии отмечалось, что в доработке нуждается и закон «О драгоценных металлах и драгоценных камнях». В частности, в вопросах определения порядка транспортировки драгоценных металлов и камней и изделий из них, обеспечивающих безопасность перевозки самим собственником.

В проекте рекомендаций Правительству предлагается рассмотреть вопрос о внесении изменений в постановление «О таможенном тарифе Российской Федерации и товарной номенклатуре, применяемой при осуществлении внешнеэкономической деятельности» в части установления нулевых таможенных пошлин на ввоз импортного технологического, лабораторного, и ювелирного оборудования, не имеющих аналогов в Российской Федерации, а также на ввоз драгоценных камней, не добываемых в Российской Федерации.

Кроме того, участники круглого стола обратились к Правительству с просьбой проанализировать положения о федеральных органах исполнительной власти в части оптимизации распределения полномочий, исключения избыточного регулирования и контроля рынка драгоценных металлов и драгоценных камней.

Управление по связям с общественностью и взаимодействию со СМИ