Выступление Председателя Государственной Думы Б.В. Грызлова на I Славянском международном экономическом форуме 18 февраля 2009 года, г. Брянск

Уважаемые друзья!

Хотел бы поприветствовать гостей Первого славянского международного экономического форума!

Кроме россиян здесь присутствуют представители Белоруссии, Украины, Польши, Молдавии, Австрии, Германии, Словении, представители посольства КНР. Кворум имеется. Поэтому считаю, можно начать работу.

Считаю, что идея организовать встречу именно в таком формате является достаточно интересной. Есть все основания ожидать, что славянский экономический форум станет традиционным, и эта традиция будет повторяться ежегодно. По крайней мере, это было бы логично, исходя из тех глубоких исторических, духовных, культурных, да и скажем прямо, родственных связей, которые объединяют народы наших стран.

У нас всегда будут темы для делового и доброжелательного разговора, всегда будет особая атмосфера доверия и взаимопонимания. Дорогие друзья, мы с вами говорим на одном языке не только в переносном, но часто и в прямом смысле. И одно это уже является уникальным стимулом к динамичному сотрудничеству наших государств, а значит, в этом заключается и наше общее конкурентное преимущество в глобальном мире.

Мы можем и должны говорить о продолжении процессов интеграции, о создании самостоятельного финансового центра, объединяющего несколько государств, о своей региональной резервной валюте. Фактически, это означает строительство единого, общего рынка, который станет опорой высокотехнологичных отраслей, надежной гарантией занятости для граждан наших стран, фундаментом национальной конкурентоспособности и честной конкуренции в мире XXI века. Убежден, что эти задачи в полной мере соответствуют стратегическим интересам народов наших стран. Объединяя наши возможности и наши усилия, мы станем только сильнее.

Выгоды тесного взаимодействия государств, представители которых принимают участие в Первом Славянском международном экономическом форуме, тем более очевидны сейчас, когда мировая экономика переживает сложный период.

Для того, чтобы объективно оценить текущую ситуацию, нам необходимо понимать природу происходящих процессов, их закономерности. А одна из главных причин кризиса, начавшегося в Соединенных Штатах Америки, а затем охватившего практически весь мир, видимо, заключается в том, что помимо реальной экономики появилась экономика виртуальная. И более того, эта виртуальная составляющая стала доминировать – финансовые операции стали выгоднее, чем производство материального продукта, они практически стали самоцелью.

Поясню. Отличительной особенностью современной экономики на протяжении всех последних лет был постоянно нарастающий выпуск различного рода ценных бумаг. Они, по сути, являются квазиденежными средствами. В какой‑то момент было сделано «гениальное изобретение», суть которого состояла в том, что вторичные ценные бумаги – так называемые «деривативы» – стали выпускаться не под стоимость реальных активов, а под стоимость пакетов других ценных бумаг, выпущенных ранее.

Началась цепная реакция: количество ценных бумаг, часто вообще не обеспеченных реальными активами, стало прирастать в геометрической прогрессии. По оценкам экспертов, объемы выпущенных в мире «виртуальных денег» составляют от полутора до двух тысяч триллионов долларов, тогда как мировая денежная масса слегка превышает 100 триллионов долларов. То есть объем совокупной денежной массы всех стран мира оказался примерно в 20 раз меньше объемов эмитированных ценных бумаг. Это был мыльный пузырь, который рано или поздно должен был лопнуть.

В то же время поводом для кризиса могло стать любое событие, в результате которого владельцы эмитированных ценных бумаг усомнились бы в их надежности и все одновременно пожелали бы их обменять обратно на деньги. А сделать этого объективно нельзя, так как денег‑то существует в 20 раз меньше! И такое событие произошло. Им стало крушение «филиала» глобальной фондовой пирамиды в результате рискованной политики выдачи ипотечных кредитов в США.

Что происходит сейчас? Мы наблюдаем переход в новое состояние, когда раздутая виртуальная экономика «схлопывается». Она сжимается до размеров, которые будут адекватны реальной экономике.

И с этой точки зрения становится очевидным, что сегодняшние процессы, конечно, болезненны, но не смертельны. Особенно, если наши действия в рамках преодоления кризиса будут решительными, согласованными и последовательными. Я имею в виду действия не только каждого государства в отдельности, но и всех вместе в рамках существующих институтов международного сотрудничества.

Я уже говорил и сегодня могу повторить, что мировой экономический кризис, это, по сути, переходный период. И на выходе мы получим новое качество экономики, новое качество международных отношений, новое качество жизни людей. И то, каким будет это новое качество, – будет ли оно более разумным, более устойчивым и лучшим, – зависит в первую очередь от нас.

В России по линии борьбы с последствиями мирового кризиса были предприняты быстрые и достаточно эффективные меры. Можно утверждать, что, благодаря им, первую волну кризиса наша страна преодолела успешно.

Прежде всего, мы защитили банковские вклады граждан. Принят закон о государственной гарантии по вкладам до 700 тысяч рублей. Таких вкладов у нас 98,5%, то есть защищены почти все граждане нашей страны, которые вкладывают свои личные сбережения в банковскую систему. И если в октябре 2008 года происходило достаточно серьезное изъятие средств из банков, то уже в ноябре эта ситуация выровнялась, а в декабре объем средств физических лиц в банках превысил уровень октября.

Принятые меры не только вселили в граждан уверенность в сохранности их средств, но и реально поддержали банковскую систему страны. Кроме того, государство передало большие средства непосредственно крупным банкам, имея в виду, что эти средства будут предоставляться более мелким банкам, а затем – реальному сектору экономики.

В результате банковский сектор России выстоял, но что касается кредитования реального сектора – проблема решается медленно. В этом направлении еще многое нужно сделать.

Помимо поддержки банковской сферы мы существенно модернизировали налоговое законодательство, облегчив фискальное давление на производителей и поддержав доходную базу регионов России. Мы дали дополнительные полномочия Правительству, чтобы исполнительная власть имела больше возможностей для оперативного принятия решений, и одновременно усилили механизмы парламентского контроля. Кроме того, были определены отрасли, имеющие приоритетное значение для государства, то есть имеющие преимущественное право на поддержку. В их числе сельское хозяйство, малый бизнес, оборонно-промышленный комплекс и другие. Были определены и стратегические предприятия – в первоначальный список вошло около 300 наименований, и этот перечень будет расширяться.

Также хочу подчеркнуть, что в качестве приоритета антикризисных мер у нас была сразу же заявлена задача полного и безусловного выполнения всех социальных обязательств государства. Убежден, что эта задача будет решена – парламентское большинство партии «Единая Россия» в Государственной Думе это обеспечит.

Вообще, что касается роли партии «Единая Россия» в антикризисной работе, то сейчас для нашей партии период мобилизации. Депутатами фракции парламентского большинства ведется постоянный мониторинг ситуации в регионах, активизирована работа политических клубов партии, которые организовывают дискуссии, вырабатывают свои предложения по решению актуальных задач. Многие из этих инициатив отражены в постановлении Государственной Думы, которое принимается по итогам «правительственного часа» по заслушиванию министров экономического блока Правительства России.

Например, мы намерены заявить о том, что у нас есть общенациональные мегапроекты, такие как создание евразийского транспортного коридора. Транзитный потенциал России задействован крайне слабо, и такой проект, думаю, будет интересен и для наших зарубежных партнеров. Может быть востребован и выпуск инфраструктурных облигаций, которые позволят не отрывать фондовый рынок от реальной экономики, а связывать их.

Вообще, в условиях ожидаемого сокращения государственных доходов в 2009 году нужно особенно внимательно отнестись к инвестиционной составляющей. Считаю, что нужно обязательно сохранить финансирование крупных проектов, перспективных строительных объектов, которые создают рабочие места, обеспечивают территориальное развитие и рост реального сектора. С этим согласны и представители других российских партий – это показало обсуждение этого вопроса на встрече с Президентом Дмитрием Медведевым 28 января 2009 года.

Убежден, что нужны дополнительные меры по поддержке малого бизнеса. Так, предлагается увеличить до 60 миллионов рублей размер оборота, при котором можно работать по упрощенной системе налогообложения. Востребовано и дальнейшее сокращение не только налоговых, но и всяких проверок, которые просто житья не дают малым предприятиям. Естественно, определенный контроль должен быть. Например, сферу, связанную с продуктами питания, безусловно, надо контролировать, но не налоговым службам, а с точки зрения санэпиднадзора.

Пожалуй, главная проблема для России заключается в том, что российская экономика за последние годы не сумела перейти на рельсы несырьевого развития. Мы многое сделали для перехода на инновационный путь, который был обозначен в качестве главной стратегической цели для России. Но к моменту начала мирового кризиса сырьевой сектор продолжал оставаться определяющим для экономики России. И мы сильнее многих других стран чувствуем удар от снижения цен на нефть, газ, металлы. Хотя, необходимо отметить, что и страны, традиционно считающиеся лидерами по инновационности, в условиях мирового кризиса также столкнулись с серьезными проблемами. Япония, например, сейчас готовит антикризисный план весом в 200 млрд. долларов.

Но нужно четко понимать: все последние годы развитие России шло в нужном направлении. Сейчас для всех еще более очевидным становится, что только поставка сырья на экспорт не может обеспечить дальнейшее развитие экономики нашей страны. Именно поэтому мы не должны под предлогом борьбы с мировым кризисом отказываться от целей Стратегии-2020 – это инновационная экономика, рост качества жизни и безусловное выполнение всех социальных обязательств государства, авторитет и лидерство России в мире. Начатая работа должна быть доведена до завершения – будь то инфраструктурные реформы или инновационные проекты.

Поэтому партия «Единая Россия» приняла два очень важных решения, заявила о двух партийных проектах «Фабрика мысли» и «Инновационная система». Никакой кризис не заставит нас отказаться от их реализации, потому что именно от роста производительности труда, от внедрения новых изобретений и технологий зависит будущее нашей страны.

Сейчас на международной повестке дня все чаще встает концептуальный вопрос: вправе ли государства предпринимать меры, направленные на открытую поддержку своих собственных производителей? Оправдывает ли борьба с кризисом такие меры, как сдерживание импорта через таможенно-тарифное регулирование, ослабление внутреннего налогового бремени, целевая финансовая и иная помощь отдельным отраслям и конкретным предприятиям, субсидирование производства своей продукции, например, в сфере сельского хозяйства. Те страны, которые такие меры проводят, обвиняются в протекционизме, который, как говорят, неприемлем.

Прежде всего, хочу обратить внимание на то, что процесс глобализации не отменяет суверенитет государств и не стирает границы. А значит, выражение «национальные интересы» не утратило свой смысл. И судя по всему, не утратит в обозримом будущем. И никогда не утратит свою силу одна из фундаментальных составляющих национальных интересов России – я говорю о дружеских, братских отношениях с Белоруссией, Украиной, другими странами СНГ.

Не будем забывать также и следующее. В период более или менее стабильного развития российский бизнес не пускали за рубеж, создавая различные препоны, когда речь заходила о желании российских компаний инвестировать в зарубежные проекты. Наверное, на каждом крупном международном форуме этот вопрос постоянно поднимал Владимир Путин. И голосов в поддержку этой обоснованной озабоченности слышно практически не было. Где были нынешние защитники принципов свободной торговли и равноправного сотрудничества тогда?

Теперь, когда Россия, впрочем, как и большинство других стран, старается защитить свои компании, свой внутренний рынок и прежде всего, естественно, за счет насыщения своими товарами, – нам говорят, что это протекционизм и это противоречит принципам свободной торговли. Противоречит правилам, по которым свою деятельность строит, в том числе и Всемирная торговая организация, в которую нас, Россию, опять же до сих пор еще не приняли.

Где же логика? Когда нравится – правила действуют, когда не нравится – не действуют. Требованиям подчиняйтесь, но в организацию мы вас пока не возьмем. По таким правилам Россия играть не будет. Не секрет, что и к другим государствам СНГ партнеры из более далеких стран стремятся применять подходы, которые не назовешь справедливыми и равноправными.

Мы хотим, чтобы принципы, по которым ведется международное сотрудничество в экономике, в безопасности, во всех плоскостях и сферах носили действительно универсальный и справедливый характер. Чтобы обязательства были взаимными, и если уж их берут на себя, то их и выполняют. И в нынешних условиях мы будем делать все, чтобы на государственном уровне поддержать собственного производителя, российский бизнес, который еще только встает на ноги в отличие от западных частных компаний с вековой историей. Считаю, что мы не только имеем на это право, но и обязаны это делать. Это политика не протекционизма, а прагматизма. Это воплощение в жизнь российской консервативной идеологии – идеологии партии «Единая Россия».

Конечно же, глобализация – это объективная реальность. И закрывать свою экономику внутри собственных границ – не просто глупо, но и невозможно. Более того – это невыгодно. Поэтому для нас остается в числе безусловных приоритетов развитие экономического сотрудничества с другими странами, прежде всего – с нашими традиционными партнерами, с нашими ближайшими соседям.

И это лучше всего видно на примере Брянской земли. Эта область граничит и с Украиной, и с Беларусью. Особенно прочные экономические связи здесь налажены с Гомельской и Черниговской областями. Скажем, одним из учредителей Брянсксельмаша, выпускающего сельхозтехнику, является белорусский Гомсельмаш. Всего в Брянской области работают около 500 предприятий с участием иностранных инвесторов. Это рабочие места, это конкурентоспособная продукция, это прямая выгода и для России, и для наших партнеров.

Если говорить о российско-белорусских отношениях, то подчеркну, что Россия и Беларусь создали Союзное государство, которое реально существует и развивается. В рамках общего бюджета финансируются порядка сорока союзных программ и мероприятий, обеспечено равенство прав граждан, эффективно решаются задачи в сфере обороны и безопасности.

С Украиной у России отношения выстраиваются в последнее время сложнее. Причина – в политике нынешнего руководства Украины, которую, откровенно говоря, мы не можем назвать дружественной. Достаточно посмотреть на упорное желание видеть себя в НАТО. Действия украинских властей, направленные на то, чтобы посеять рознь между нашими народами, это для Украины – путь в тупик.

У граждан России, у руководства нашей страны нет сомнений, что Украина для нас – стратегический партнер. Мы знаем, что у нас намного больше общего, чем различного. И именно поэтому партия «Единая Россия» стремится укреплять контакты по своей линии. Один из наших интеллектуальных центров – Центр социально-консервативной политики – представлен в Киеве. Мы хотим открыто и честно обсуждать существующие проблемы, вместе искать пути их решения, намечать перспективные совместные проекты. И очень важно, что это стремление находит поддержку и встречный интерес у наших украинских коллег.

В целом, я считаю межгосударственное сотрудничество важнейшим направлением укрепления реальной экономики. А ведь именно она определяла и будет определять будущее мирового развития. На мой взгляд, нынешний кризис это лишь подтверждает.

Уважаемые участники форума!

Происходящие в мировой экономике кризисные явления – это новый, очень мощный стимул для развития реальной экономики. Для России последние годы были связаны с оживлением в реальном секторе. 2009 год будет сложным для многих стран, в том числе и для России. Но в предстоящий период, по сути, мы должны обеспечить переход от оживления к бурному росту экономики. Этот рост обязательно наступит, если действовать рационально и использовать конкурентные преимущества. Убежден, что именно так нужно оценивать наступивший год.

В сложившихся условиях выиграют те страны, которые сумеют обеспечить эффективное развитие реальной экономики. А для России это связано, прежде всего, с выходом на инновационный путь развития. В этом направлении мы и будем работать.

И мы всегда будем открыты для честного делового партнерства с нашими зарубежными друзьями, будем приветствовать взаимное желание инвестировать и вместе создавать качественную продукцию. Я приглашаю всех вас к большой совместной работе на благо жителей наших братских стран!

Спасибо за внимание.