29 января 2009 года прошла встреча Председателя Государственной Думы Бориса Грызлова
Борис Вячеславович
Депутат Государственной Думы избран в составе федерального списка кандидатов, выдвинутого Всероссийской политической партией «ЕДИНАЯ РОССИЯ»
с руководством «Союза машиностроителей России», представителями ведущих предприятий российского автопрома. В ходе встречи обсуждались меры поддержки отечественного автомобилестроения в условиях развивающегося финансово-экономического кризиса.
Председатель Государственной Думы Б.Грызлов открывая встречу, напомнил об очередной – уже восьмой – победе команды «КАМАЗ» в ралли «Дакар». «Мы все рады за отечественную технику, которая смогла в очередной раз доказать свои преимущества», – заявил Б.Грызлов. По его мнению, использование господдержки, должно находиться в рамках, обозначенных Владимиром Путиным: «Нам нужно загружать работой свои предприятия», однако «они должны работать в рыночных условиях и в никоем случае не должны диктовать монопольно высокие цены». Именно поэтому председатель палаты считает, что повышение таможенных пошлин – «не индульгенция, не право немного подзаработать за счет потребителей. Это аванс, который автомобильной промышленности только предстоит отработать».
«У России огромный внутренний рынок. Это мощная опора для индустрии. Мы должны научиться данный ресурс эффективно использовать. Нельзя отдавать его на откуп продавцам автомобильного секонд-хенда», – сказал Председатель Госдумы. По его мнению, правомерно ставить вопрос о том, чтобы в перспективе четыре из пяти продаваемых в России автомобилей были отечественного производства. Впрочем, он подчеркнул, что «производить надо так, чтобы не приходилось краснеть».
В ходе встречи отмечалось, что автомобилестроение является одной из базовых отраслей машиностроения, значительно влияющей на экономическое, социальное и научно-техническое развитие страны. Особую роль играет автомобильная промышленность в кризисный период, когда отрасль выступает локомотивом, вытягивающим всю экономику страны. Это обусловлено ее масштабностью, массовостью, высоким уровнем кооперации с другими отраслями промышленности.
Председатель Союза машиностроителей России, генеральный директор госкорпорации «Ростехнологии» Сергей Чемезов считает, что «без дальнейшей господдержки и протекционистских мер отечественному автопрому не обойтись». Он поддержал повышение в январе этого года пошлин на ввозимые иномарки. «Введение повышенных тарифов на ввоз иномарок – это протекционистская мера, которая сыграет свою положительную роль, – заявил он. Одновременно он призвал вернуться к рассмотрению инициативы отраслевого союза и снизить ставку НДС для автопрома с 18 до 12 процентов. В своем выступлении он напомнил, что «практически все предприятия автопрома являются градообразующими», добавив, что государство в условиях мирового финансового кризиса должно предпринять эффективные меры по их поддержке.
Участники встречи отмечали в своих выступлениях, что Правительством России для поддержки автомобилестроения уже предпринят ряд антикризисных мер для защиты отечественного рынка; насыщения отрасли финансовыми ресурсами; формирования потребительского спроса и др. Однако, по их мнению, в ряде случаев не проработаны в полной мере механизмы реализации, снижена дисциплина исполнения, запаздывает финансовое обеспечение.
Руководители автопредприятий страны говорили о необходимости усиления контроля за деятельностью естественных монополий в части ценообразования для предприятий отрасли и экономики в целом. Так генеральный директор ОАО «Автодизель» Виктор Кадылкин предложил заморозить тарифы на ближайшие несколько кризисных лет, а также оградить предприятия, внесенные в правительственный список для предоставления госгарантий от возможного «банкротства и ареста счетов заводов».
Все выступавшие говорили о проблемах, возникших в отношениях с банками и о необходимости снижения ставок по кредитам. «Банки усиливают давление на предприятия по части кредитования и стоимости залогового имущества», – заявил генеральный директор холдинга «Русские машины» Валерий Лукин. «Получая сейчас кредиты от государства под 8 процентов, предприятия кредитуют под 18», – продолжил он.
Результатом прошедшей встречи станут конкретные предложения по дальнейшему преодолению кризиса. На встрече обсуждались предложения, выработанные Союзом, в том числе: внести поправки в Федеральный закон «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» в части публичности и авансирования госконтрактов; ускорить реализацию ранее принятых решений по государственной поддержке автопрома, разработать механизм предоставления госгарантий конкретным предприятиям и усилить контроль за ходом их выполнения; инициировать реализацию Правительством мер, предлагаемых предприятиями автопрома по расширению механизмов поддержки экспорта продукции автомобильной промышленности, включая экспортное кредитование, субсидирование, страхование и государственные гарантии; разработать программу импортозамещения в целях создания отечественной автокомпонентной базы с собственными научно-исследовательскими и технологическими центрами и др.