На расширенном заседании Комитета по охране здоровья, состоявшемся 22 января 2009 года под председательством Ольги Борзовой
Борзова
Ольга Георгиевна
Депутат Государственной Думы избран в составе федерального списка кандидатов, выдвинутого Всероссийской политической партией «ЕДИНАЯ РОССИЯ»
, обсужден проект концепции развития здравоохранения до 2020 года.
В расширенном заседании приняли участие депутаты, представители Министерства здравоохранения и социального развития, Министерства экономического развития, Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития, Федерального фонда обязательного медицинского страхования, Фонда социального страхования, Российской академии медицинских наук.
Заместитель министра здравоохранения и социального развития Вероника Скворцова сообщила, что в соответствии с проектом основными целями концепции являются снижение смертности, формирование здорового образа жизни, повышение качества и доступности бесплатной медицинской помощи.
Предусмотрены меры по совершенствованию медико-гигиенического образования и воспитания, по борьбе с вредными привычками, обеспечению здорового питания, развитию массовой физкультуры и спорта, снижению риска воздействия неблагоприятных факторов внешней среды, мотивированию руководителей образовательных учреждений к охране здоровья учащихся, работодателей — к участию в охране здоровья работников.
В частности, к концу 2020 года планируется вдвое снизить потребление табака и алкоголя.
Говоря об одном из ключевых направлений концепции — повышении качества и доступности медицинской помощи, В.Скворцова сообщила, что принятая Правительством программа государственных гарантий является залогом абсолютного социального равенства, поскольку вводит понятие единого финансового норматива (подушевого) как на работающее население, так и на неработающее. Впервые создается федеральный финансовый фонд, специально предназначенный для выравнивания возможностей регионов за счет федеральной доплаты.
Предусмотренная стандартизация медицинской помощи позволит оценивать ее качество. На основе такой оценки будет вырабатываться система ранжированной оплаты труда медицинского персонала.
Совершенствование организации медицинской помощи, согласно проекту концепции, основано на том, чтобы больной мог максимально быстро попасть в то учреждение, которое окажет ему требуемую помощь. «Не всегда в одном лечебном учреждении удается оказать помощь в полном объеме, — пояснила заместитель министра. — Чаще всего помощь оказывается поэтапно. Важно обеспечить преемственность между этапами».
В 2009–2010 годах предполагается подготовить систему здравоохранения к запланированным на более поздние годы мощным системным изменениям: осуществить информатизацию, создать систему оперативного персонифицированного учета медицинской помощи, включающую учет финансового сопровождения медуслуг, составление реестров ЛПУ и регистров медицинского персонала. «Это позволит к концу 2009 года начать планировать по каждому субъекту Федерации и возмещение кадрового потенциала и переоснащение лечебных учреждений», — сказала В.Скворцова.
Основной комплекс мер по совершенствованию системы здравоохранения будет осуществляться в 2010–2015 годах. Продолжится укрепление первичного звена медицинской помощи. «Обеспечив первичное звено кадрами, мы сможем разукрупнить участки, увеличить время приема одного пациента и повысить требования к медперсоналу, — сказала В.Скворцова. — В удаленных местностях мы будем развивать систему общеврачебной практики». Одновременно будут работать мобильные бригады врачей, оснащенные необходимым диагностическим оборудованием. Будет создаваться система долечивания и реабилитации и система стационаров на дому.
Сообщив, что Министерством уже подготовлена Концепция государственного лекарственного обеспечения, В.Скворцва особо остановилась на вопросе кадрового обеспечения здравоохранения. По ее словам, в первичном звене по‑прежнему не хватает 49 тысяч врачей и более 80 тысяч медсестер, в то время как в стационарном звене наблюдается переизбыток — более 100 тысяч врачей.
«Мы ставим перед собой задачу создать кадровый профиль каждого субъекта Федерации и устранить три дисбаланса: врач — медсестра, первичное звено — стационар и дисбаланс между разными специальностями. Планируется готовить госзадания для каждого вуза и для каждого медучилища.
Потребуется совершенствование нормативно-правовой базы, определяющей профессиональную деятельность медицинских и фармацевтических кадров. Кроме того, готовятся меры по повышению статуса медсестер.
Необходимо сделать такую систему, чтобы два-три года выпускник обязательно работал в отрасли. Еще одно «белое пятно», требующее юридического заполнения — юридические отношения между вузом, клинической базой и научно-исследовательской базой, где тоже в обязательном порядке должно проходить обучение.
Благодаря предусмотренному переходу от лицензирования лечебно-профилактических учреждений к лицензированию специалистов уровень профессионального совершенствования медработников будет неограниченным.
Директор департамента развития медицинского страхования Минздравсоцразвития Владимир Зеленский сообщил, что в рамках установления государственных гарантий бесплатной медицинской помощи планируется законодательно закрепить источники, объем государственных гарантий по условиям и видам оказания помощи и установить критерии оценки эффективности реализации госгарантий, а также ответственность за ненадлежащую реализацию госгарантий. Государствео будет гарантировать базовый минимальный пакет медицинской помощи каждому гражданину независимо от региона, в котором он проживает.
Планируемый переход от ЕСН к страховым взносам и установление фиксированных единых по всей стране способов формирования платежей на неработающее население позволят увеличить расходы на здравоохранение и повысить подушевые нормативы территориальных программ госгарантий.
Ольга Борзова
Борзова
Ольга Георгиевна
Депутат Государственной Думы избран в составе федерального списка кандидатов, выдвинутого Всероссийской политической партией «ЕДИНАЯ РОССИЯ»
, оценивая проект концепции развития здравоохранения до 2020 года, отметила, что в документе даны глубокий анализ финансового состояния здравоохранения и схема финансового обеспечения граждан качественной медицинской услугой. Вместе с тем, при доработке концепции целесообразно четче обозначить будущую модель здравоохранения.
В развитие концепции должны быть приняты законы о государственных гарантиях оказания гражданам бесплатной медицинской помощи, об обязательном медицинском страховании, о персонифицированном учете граждан, застрахованных в системе ОМС, поправки в Налоговый кодекс в части отмены ЕСН.
«Мы все больше склоняемся к тому, что необходимо будет принять закон о здравоохранении», — сказала председатель Комитета. Кроме того, по ее словам, понадобится внести поправки в закон об автономных учреждениях в части регулирования деятельности медицинских учреждений. «Вместе с тем, делать эту форму основной для учреждений здравоохранения считаем преждевременным не только в связи с отсутствием опыта, но и в связи с некоторыми рисками, которые могут возникнуть», — сказала О.Борзова».
Первый проректор Московской медицинской академии имени И.М. Сеченова Игорь Денисов отметил, что в представленном проекте пока отсутствуют плановые цифры социального заказа на подготовку специалистов с высшим и средним медицинским образованием. Он акцентировал внимание участников заседания на проблеме подготовки управленческих кадров для здравоохранения. «Пока руководить здравоохранением будет вчерашний хирург без надлежащей подготовки для того, чтобы стать администратором, ни о каких условиях рыночных отношений не может быть и речи. Он бюджетник и не знает, как цивилизованно заработать деньги», — сказал И.Денисов. Кроме того, по мнению И.Денисова, в концепции следует подробнее отразить вопросы охраны здоровья и организации быта студентов, профессорско-преподавательского состава.
Директор Национального научно-исследовательского института общественного здоровья РАМН Олег Щепин отметил, что население ждет, прежде всего, повышения доступности и качества медицинской помощи. «Половина населения сегодня не может получать медицинскую помощь из‑за ее дороговизны. Люди потихоньку умирают дома», — сказал он. Выступавший скептически отозвался о перспективах внедрения в отрасль принципов саморегулирования. По его мнению, регулировать здравоохранение должно государство. «Учреждения здравоохранения не могут приносить доход. Это всегда расходная часть бюджета, к этому надо быть морально готовыми», — заключил О.Щепин.
Первый заместитель председателя Комитета по охране здоровья Николай Герасименко
Герасименко
Николай Федорович
Депутат Государственной Думы избран в составе федерального списка кандидатов, выдвинутого Всероссийской политической партией «ЕДИНАЯ РОССИЯ»
считает целесообразным определить круг государственных учреждений, которые нельзя переводить в другие организационно-правовые формы. Национальная система здравоохранения, уверен депутат, должна быть единой. Пока же в России, по его словам, фактически существуют три системы: государственная, муниципальная и частная.
За восстановление единой системы здравоохранения высказался заместитель председателя Комитета по охране здоровья Александр Чухраев
Чухраёв
Александр Михайлович
Депутат Государственной Думы избран в составе федерального списка кандидатов, выдвинутого Всероссийской политической партией «ЕДИНАЯ РОССИЯ»
.
Заместитель председателя Комитета по охране здоровья Эльмира Глубоковская
Глубоковская
Эльмира Гусейновна
Депутат Государственной Думы избран в составе федерального списка кандидатов, выдвинутого Всероссийской политической партией «ЕДИНАЯ РОССИЯ»
предложила больше внимания в концепции уделить вопросам санитарного просвещения, обеспечив системный подход.
Заместитель председателя Комитета по охране здоровья Сергей Колесников
Колесников
Сергей Иванович
Депутат Государственной Думы избран в составе федерального списка кандидатов, выдвинутого Всероссийской политической партией «ЕДИНАЯ РОССИЯ»
предложил сделать концепцию более понятной для населения. По его оценке, не достаточно отражены вопросы равного доступа пациента к медучреждениям независимо от форм собственности. Кроме того, считает он, должна быть декларирована стопроцентная оплата фактической стоимости гарантированной государством медицинской услуги. «Пока этого нет. Государство оплачивает 50–60 процентов, закрывая глаза на то, что остальное доплачивает кто‑то другой», — сказал С.Колесников.
30 января Комитет по охране здоровья проведет парламентские слушания на тему: «Концепция развития здравоохранения Российской Федерации до 2020 года. Законодательные аспекты».
Управление по связям с общественностью и взаимодействию со СМИ