Выступление Председателя Государственной Думы Бориса Грызлова на встрече с представителями отечественного автопрома 29 января 2009 года

Мы сегодня собрались обсудить ситуацию в отечественном автопроме, меры его поддержки в условиях имеющегося мирового кризиса. Эта встреча организована Государственной Думой, политической партией «Единая Россия» и Союзом машиностроителей России. Здесь присутствуют депутаты профильных комитетов, руководители ведущих предприятий автомобилестроения, представители профсоюзов – те, кто не по‑наслышке знают отрасль. Поэтому надеюсь, что наша встреча будет носить абсолютно конкретный, конструктивный характер, и мы сможем выработать предложения, идеи, шаги, которые будут решением для тех проблемных вопросов, которые есть в отрасли.

У нас есть возможность начать разговор с приятного. Как вы знаете, наша раллийная команда «КАМАЗа» в очередной – уже 8-й! – раз выиграла ралли «Дакар»: первое, второе и четвертое место. Мне на прошлой неделе удалось во время пребывания в городе Елабуга лично поздравить чемпионов и поблагодарить их за ту большую работу, которую они проводят по подготовке этого турнира, по поддержанию физической и профессиональной формы. И, конечно, мы все рады за отечественную технику, которая смогла в очередной раз доказать свои преимущества.

Многие считали – а некоторые считают и сейчас – что у российского автопрома перспектив нет. Наверное, все сталкивались с такими суждениями. Но пример «КАМАЗа» безусловно показывает, что в машиностроении Россия по‑прежнему способна добиться очень и очень многого, и что «за границу мы можем приехать не только на танке», но и на изделии автомобилестроения. Иными словами, в автопроме у нас сегодня уже есть интересы и достижения, которые стоят того, чтобы мы их с вами защищали.

Делать это нужно, безусловно, грамотно и взвешенно. Хорошо известно изречение: «Всякая сложная проблема всегда имеет простое, доступное для понимания, но неправильное решение». В отношении автопрома таким неправильным решением может стать идея некоторых заводов, воспользовавшись повышением пошлин, резко по времени и по размеру повысить цены на свою продукцию.

Использование господдержки, на мой взгляд, должно находиться в рамках, обозначенных Владимиром Путиным: «Нам нужно загружать работой свои предприятия», однако «они должны работать в рыночных условиях и в никоем случае не должны диктовать монопольно высокие цены. Это просто неприемлемо». Я просил бы автозаводы, чтобы они об этом помнили. Повышение таможенных пошлин – не индульгенция, не право «немного подзаработать» за счет потребителей – которым, кстати, тоже несладко. Это скорее аванс, который автомобильной промышленности только предстоит отработать.

Как вы знаете, принят целый комплекс решений по поддержке отрасли. Я хотел бы упомянуть некоторые из них.

Создается транспортная лизинговая компания. Только в 2009 году она должна закупить порядка 10 тысяч единиц техники на сумму 15 млрд. рублей. Знаю, что поставлять технику планируют и предприятия, представленные на нашей встрече. Так, что это решение в вашу пользу.

Предложена программа обновления муниципального транспорта. Федеральный бюджет направляет на нее 20 млрд. рублей. А с учетом софинансирования территорий эта сумма будет в 1,5 раза больше.

Существенно увеличивается объем программ, связанных с закупками автотехники для нужд государственных ведомств: обороны и безопасности, социальных служб. Ассигнования на эти цели в нынешнем году, в сравнении с первоначальным планом, должны вырасти практически в 2 раза.

На приобретение автомобильной техники будет использована также часть средств, которые государство направляет на увеличение уставного капитала «Росагролизинга». Это еще 5 млрд. рублей прямого финансирования. Для лизинговых компаний предусматривается открытие кредитных линий на общую сумму 43 млрд. рублей.

Серьезной мерой поддержки производителей призвано стать субсидирование процентных ставок по кредитам. Уверен, это станет заметным стимулом для сбыта продукции отечественных заводов, таких как «АВТОВАЗ».

Наконец, как уже говорилось, повышаются ввозные таможенные пошлины. Вы знаете, что данная мера очень широко обсуждается в обществе, и у нее есть безусловные противники. Тем не менее, несмотря ни на какие политические факторы и давление, я убежден: сегодня такое решение необходимо.

И это не просто мое мнение. «Единая Россия» провела серию акций в поддержку отечественно автопрома. По всей стране в них приняло участие около 40 тысяч человек. Так что могу заверить вас: политическую поддержку всех необходимых для развития отечественной автомобильной промышленности мер мы обеспечим.

Однако составить список антикризисных решений мало. Важно, чтобы они были реализованы. Причем своевременно, и в полном объеме. И сегодня хотелось бы услышать от вас: что уже работает, в чем вы ощущаете поддержку, а где, наоборот, есть проблемы, и требуется определенное «ускорение».

И, наконец, хочу отметить, что перечисленные меры не являются исчерпывающими. Если появится необходимость, будут и новые решения. Так, например, сегодня мы ставим вопрос о ревизии все заключаемых государством контрактов. На бюджетные деньги, для нужд местных органов власти, а также монополий и госкомпаний должна закупаться только отечественная техника – кроме случаев, когда российских аналогов попросту не существует.

Конечно, столь серьезная господдержка отрасли во многом связана с ее социально-экономической значимостью. Здесь работает более 1,5 миллионов человек, которые создают около 3% ВВП.

Однако – хотя эти цифры говорят сами за себя – дело не только в них. Автомобильная индустрия должна стать одним из главных источников развития всей отечественной промышленности. Подчеркиваю, что одним из главных источников. Есть и другие отрасли, которые получат государственную поддержку. И, что не менее важно, реализуемые нами меры государственной поддержки призваны защитить интересы отечественных потребителей.

Кризис – трудный период, но он пройдет. И Россия, по мнению многих экспертов, выйдет из кризиса окрепшей, в отличие от многих других стран. Мы, оказывая вам помощь, рассчитываем, что в стратегической перспективе вы будете увеличивать и объемы выпуска продукции, и ее качество. Чтобы отечественные покупатели имели возможность приобрести собранные в России, надежные и конкурентоспособные машины. А это, в свою очередь, станет лучшим стимулом к модернизации и внедрению инноваций для тысяч ваших поставщиков, к развитию среднего и малого бизнеса, инжиниринговых услуг, и в целом – к общему повышению культуры промышленного производства. Такова наша с вами общая задача.

Одна из главных целей Стратегии-2020 – развитие инноваций. Это не просто лозунг. Для автомобильной промышленности она содержит вполне конкретные положения. Это, в частности, переход в процессе эксплуатации автомобильного транспорта на мировые экологические стандарты Евро-5 и Евро-6 и перевод транспорта на новые виды топлива. Таким образом, создается реальный стимул к созданию новой высокотехнологичной продукции и модернизации заводов.

Именно такие проекты должны получать приоритетную поддержку государства. Можно и нужно ставить вопросы о софинансировании НИОКР в данной сфере. Можно и нужно поддерживать такие программы, как создание на «Автодизеле» не просто современных экологически чистых двигателей, но и, по сути, нового современного производства. Это недешевый проект – более 13 млрд. рублей. Но даже в нынешних условиях реализацию таких стратегических программ государство поддерживать будет – через бюджет, госкорпорации, иными способами, но будет всегда.

В завершение хотелось бы сказать следующее. У России огромный внутренний рынок. Это – мощнейшая опора для индустрии. Мы должны научиться данный ресурс эффективно использовать. Нельзя отдавать его на откуп продавцам «автомобильного сэконд-хэнда». Поэтому правомерно ставить вопрос о том, чтобы в перспективе по крайней мере 4 из 5 продаваемых в нашей стране машин производились именно здесь – в России. Но производились так, чтобы нам с вами за них не приходилось краснеть.

Если мы этого добьемся, то когда‑нибудь конкуренты будут глотать пыль от ушедших вперед КАМАЗов не только в буквальном смысле, но и в переносном. Русские станут не просто быстро ездить, что у нас, как известно, любят, но и хорошо зарабатывать. Зарабатывать на том, в чем мы традиционно сильны – инженерной мысли. Думаю, что автопром может и должен стать локомотивом этого движения.